Итак, я обещала рассказать о методике быстрой оценки бизнес идей. Что нужно, чтобы корректно по этой методике оценить перспективность той или иной бизнес-идеи?
- Опыт в бизнесе, желательно опыт стартапов, понимание основ;
- Хоть какие-то сведения о тематике и специфике бизнес-идеи, либо наличие экспертов для вопросов;
- Интернет и способность находить к нем ответы на вопросы;
- Интуиция.
Оценка производится на основании субъективных параметров и мнений. Именно поэтому она позволяет получить быстрый результат без всяких масштабных исследований.
Итак, есть ряд параметров, которые определяют успешность или потенциальные проблемы. У каждого из этих параметров есть вес (важность). Каждому из этих параметров нужно дать оценку от –10 до +10. Оценки помножаются на веса, суммируются и получаются баллы.
Если получили количество баллов равно или больше 70ти – то все хорошо. Если меньше – ничего не выйдет. Либо надо изменить что-то в бизнес-модели, чтобы повысить оценку по какому-либо параметру.
Приведу несколько примеров.
- Параметр “Насущная неудовлетворенная потребность”. Берем не примере службы доставки. Потребность есть. Она не удовлетворена. Но она не такая уж насущная. Люди живут и могут жить дальше без доставки еды из ресторанов. У них есть альтернативы. Но с другой стороны, альтернативы именно в том, чтобы получить полноценную еду на дом – нет. Поэтому ответ – твердое да, то есть оценка 7.
- Параметр “Весомость доказательства спроса”. Но примере той же службы доставки можно сказать, что спрос будет, потому что очевидно его наличие в других близлежащих городах. Поэтому оценка 8.
- Параметр “Защита собственности”. Этот параметр описывает, существует ли какая-либо возможность ограничить конкурентам доступ в нишу? Обычно подразумевается возможность запатентовать что-то или наличие чего-то уникального, неимение чего не позволит другим людям сделать то же самое. К службе доставки это не относится, к сожалению, поэтому оценка 3. Не нулевая, поскольку рыночные методы все-таки существуют: это то, что мы будем первыми, качество, ассортимент и т.д.
По службе доставки у меня первоначально получилась оценка 67. Просадка пошла по параметрам:
- Привлекательная ценовая политика. Она как бы отсутствует. По факту, заказать будет дороже, чем поесть в ресторане. Но это дешевле, чем ресторан + такси туда и обратно.
- Клиенты, заключившие сделку на товар, которого нет. К сожалению, я не могу оформить заказ до того, как сделаю всю подготовительную работу.
- Возможность нападения из засады. Вот по этому параметру я скорее всего сделала слишком пессимистичную оценку. По сути, если нам удастся договориться с основными рестораторами, выжить нас будет достаточно трудно. А поставила я низкую оценку, потому что рестораторы и сами могут сделать себе такой сервис в любой момент.
- “Горячий рынок”. Эта ниша не является горячей, потому что сейчас этой услуги нет и все как-то живут.
- Живые деньги. В этом бизнесе нет возможности получить аванс.
- Защита собственности. Обсуждалось выше.
- Качество резервного плана. Когда я в первый раз оценивала этот бизнес, у меня не было никакого резервного плана. Теперь он есть, поэтому эта оценка повышается.
- Незаслуженные преимущества. К сожалению, у нас нет ни покровителей, ни друзей рестораторов, ни еще чего-нибудь такого.
- Высокая потенциальная ценность. Емкость этого рынка ограничена городом. Поэтому о перспективах миллиардов говорить не приходится.
- Прогнозируемые результаты. Поскольку рынок будет формироваться, спрогнозировать их можно не так легко. Можно ошибиться и нарваться на медленный темп роста количества заказов.
- Знакомство с птицами высокого полета. В этом городе нет.
- Связи с правящими кругами. В этом городе нет.
В общем, по мере приближения к теме, оценка стала равной 70ти.
Смотрим, пробуем, готовая форма Оценочного листа в формате Excel лежит в нашей Google-группе.
"Оценки помножаются на веса, суммируются и получаются баллы.
ОтветитьУдалитьЕсли получили количество баллов равно или больше 70ти – то все хорошо."
- по баллам получается очень красиво, но ниже идет оценка, равная баллам, деленным на 8,6.
так что же есть оценка?