суббота, 2 января 2010 г.

Постиндустриальный бизнес и исторический разрыв

Прочитала на днях книжку “Караоке-капитализм”. В целом это полуфутуристическая книжка о том, к чему все идет. Тезисы:

  1. Потребители становятся все более серьезной силой на рынке за счет информированности и разнообразия возможностей получить желаемое.
  2. Бизнес все больше зависит от талантов, которые начинают диктовать свои условия. Таким сотрудникам уже не только надо платить, причем столько, сколько они скажут, но надо дать им мечту и создать все условия, чтобы им было комфортно.
  3. Единственной возможностью для выживания компаний становятся постоянные инновации, сексуальная продукция и бешеная адаптивность.
  4. Неравенство среди людей (талантливых и средних, богатых и бедных) постоянно увеличивается и будет увеличиваться.

В книге полно разновсяких примеров (авторы гордятся потраченным бешеным количеством клейких листочков), историй успеха и неудач, разной прикольной статистики. Очень много рассуждений о том, какой должна быть компания, чтобы быть конкурентоспособной в постиндустриальном мире.

Помимо того, что книжка интересная и вдохновляющая, было в ней что-то, что меня напрягало в процессе прочтения. А напрягал меня исторический разрыв. Рассуждения о бизнесе в данной книге имеют настолько мало общего с российским рынком, что нам до этого всего как до Китая. Все это неприменимо. Это все равно, что предложить пользоваться Молескином какому-нибудь кули, который целый день возит на своих ногах богатеньких дамочек. 

Приведем простую статистику. В сотне Forbes присутствуют новые миллионеры, которые создали свой бизнес сами. Но это американцы. Из европейцев – подавляющее большинство их – наследники папочкиного и дедушкиного состояния. В России – это близкие к власть-ресурсо-держащим. Всех богатых людей нашей прекрасной страны можно поделить на:

  1. Властьдержащих и их родственников (абсолютное большинство);
  2. Бандитов (бывших и настоящих) и их подельников;
  3. Случайных предпринимателей, которым очень повезло присосаться к какой-нибудь кормушке.

Очень сложно вспомнить людей, которые разбогатели потому, что что-то создали. То есть они есть, но как исключения, подтверждающие правила. У нас все, кто разбогатели, тем или иным образом получили доступ к ресурсу. К той или иной кормушке. Возьми любую крупную структуру, например, Газпром, и при любом пристальном рассмотрении становится понятно, насколько неэффективно они действуют с точки зрения бизнеса. Некрасиво и неэффективно. Но им это незачем, ведь это просто огромный распределительный кран.

Все, что создала перестройка – это неуверенность в будущем и единственно верную бизнес-модель нашего общества. Урвать любой ценой и как можно быстрее. Но я, собственно, не митинг тут собралась устраивать, я лишь хочу сказать о том, что учитывая эти исходные предпосылки, с точки зрения рынков и бизнеса Россия представляет собой крайне неэффективную страну, которая отстает на поколения от остальных. По сути, можно было бы делать здесь бизнес, просто копируя Запад. Потому что даже просто качественный сервис на автомойке может быть у нас революцией.

Инновации? Нанотехнологии? Ходила я как-то на конференцию по инновациям и венчурному финансированию. Это все выглядит жалко. Да, мега деньги, да, технопарки, но, извините, модель то не поменялась. И там действуют все те же принципы российского бизнеса. Я как-нибудь отдельно остановлюсь на этой теме.

Но, тем не менее, мы, как романтические люди, для которых главное – это самореализация, хотим идти именно этим путем. Создать бизнес, который бы работал по нашим принципам, а не по постсоветским правилам. Бизнес, в котором профессионализм и качество были бы не пустыми лозунгами. Понятно, что внешняя среда будет влиять и влиять сильно, но мы хотя бы не испытываем иллюзий по этому поводу.

Вот такое романтическое постновогоднее отступление-впечатление)))

Скачать книгу, если интересно, можно в разделе Файлы нашей Google-группы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий