- жесткие требования к качеству и бесперебойности канала связи;
- ограниченность функционала ввиду особенностей браузеров. В настоящее время все еще невозможно создать веб-сервис с функционалом, аналогичным оффлайн-приложениям;
- недостаточная скорость работы;
- консерватизм и недоверие пользователей к обрабатываемой "неизвестно где" конфиденциальной информации.
Это все, конечно, хорошо и правильно, НО: первые три технических вопроса решатся со временем, поскольку прогресс не остановить. На мой взгляд, однако, это не решит проблему развития, поскольку проблемы кроются не там. Все эти недостатки - технические. Такое впечатление, что разработчики SaaS - это восторженные ИТ специалисты, которым сам принцип онлайн предоставления функционала важнее рыночных реалий.
Давайте поставим себя на место какой-нибудь компании, потенциального клиента. Что будет важно на самом деле? Я сейчас отвечу как человек, который в нескольких компаниях отвечал за корпоративную автоматизацию:
- Лоскутность. SaaS в текущем виде пропагандирует отвратительную и чреватую огромным количеством проблем "лоскутную" автоматизацию. Вот тут возьмите ПО для своей основной деятельности, вот тут для документооборота, бухгалтерию поставьте оффлайн (1С), а вот тут мы предлагаем Вам прекрасный SaaS сервис. Все это не взаимосвязано и не позволяет никоим образом ни сократить издержки на ИТ, а в дополнение создает издержки на организацию взаимодействия и совместной работы всех этих кусков.
- Негибкость функционала. Любое корпоративное ПО тюнингуемо. Значительно. Под особенности. Потому что те, кто продают корпоративное ПО знают, что каждый бизнес считает себя уникальным. И возможность поддержать эту уникальность - это конкурентное преимущество. Вспомните все про популярность 1С и послушайте ее пользователей. Все они твердят как мантру одно - в ней можно сделать все, что угодно. Возможность заказной разработки, возможность кастомизации и прочее и прочее. SaaS разработчики почти начисто игнорируют эту потребность.
- Вопросы безопасности. Понимая и зная страхи пользователей, SaaS сервисы игнорируют эти страхи и не предлагают решений. Если уж Вы хотите дать людям ощущение безопасности, создайте опцию резервного копирования данных для заказчика. На его жесткий диск. В открытом формате. Чтобы даже если вся Ваша компания завтра взорвется, у пользователя останутся данные, которые он сможет загрузить в другую систему. Один производитель банковского ПО в условиях лицензии предоставляет компаниям-покупателям права на получение исходного кода программного обеспечения, которое хранится в специальных хранилищах за рубежом, и переходит компании в случае, если что-либо случается с компанией разработчиком.
- Невнятный маркетинг. Меня вообще удивляет эта позиция: вот Вам прекрасный SaaS сервис для управления персоналом. И ЧТО? Что делать компании с этой прекрасной системой? У нее еще дофига задач. Почему считают нормальной стратегией предоставления в качестве SaaS сервиса маленького кусочка от необходимого? Производители SaaS берут наиболее распространенные задачи, которые вроде как есть у всех и их автоматизируют. А то, что отдельно решенная эта задача НИЧЕГО не значит для конечного потребителя, их совершенно не волнует. Это классический подход ИТ-стартапов, которые начисто игнорируют потребителя и рассказывают о том, как прекрасна их система управления задачами. А кому она нужна то? В имеющемся контексте и при имеющихся ограничениях - почти никому. Только таким же гикам. Вот представьте себе, что Вам нужно сварить борщ. Вы покупаете картошку, морковку, мясо и ВЫ ИМЕЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ их порезать и смешать. А вот теперь представляем предложение SaaS: уникальная картошка! самая картошечная картошка в мире! уже почищенная! в прекрасной упаковки! (но никто не говорит о том, что ее нельзя использовать для приготовления борща, потому что из упаковки она не достается).... А теперь внимание вопрос: Почему же никто не продает борщ?
Отлично сказано! Я уже несколько раз рассматривал возможность применения SaaS в своей компании и каждый раз останавливала именно эта проблема с борщом. Непонятно, как его встраивать в существующую инфраструктуру.
ОтветитьУдалитьЕсть решение всех этих проблем. 3-й-год работаю над проектом, многое уже сделано (главное- основа гибкости заложена). Но работаю один, нужны люди, которые помогут развить проект (один человек не многое может, я бы сказал почти ничего). Времени мало - ибо это мое свободное время.
ОтветитьУдалитьЕсли интересно кому-то это - пишите, как мне кажется, удастся решить все 4 указанные проблемы (точнее они в какой-то мере уже решены - во всяком случае концепции заложены). Стоимость внедрения - это стоимость оборудования + каналы связи + наши услуги. Все ПО в основе - свободное.
Если интересно - пишите evgeniyvahonin@mail.ru
Вышлю описание, выложу в сеть для "пощупать".
С уважением, Евгений.
Правильная статья. Поднимаются совершенно правильные вопросы, хорошо описано текущее положение дел с SaaS-сервисами, и при этом взгляд свежий, а не обычные затасканные истины.
ОтветитьУдалитьМое мнение: причины описанных явлений объясняются тем, что SaaS находится в самом начале эволюционной лестницы. Первые текстовые процессоры представляли собой специализированный компьютер, в котором была только одна программа - для работы с текстами. К чему привела эволюция этого направления мы видим сейчас.
То же самое произойдет и с SaaS: сначала появится огромное количество лоскутных сервисов, потом лучшие из них будут разрастаться в семейства продуктов (как сейчас происходит с ZOHO Office или 37signals), те, кто захочет выжить, обзаведутся API (этот процесс уже происходит), появятся универсальные средства интеграции, и все это закончится окончательной победой одной или нескольких платформ для создания и интеграции сервисов (зачатки направления PaaS появляются уже сейчас).
Так что нужно просто дать этому бульону повариться - и получится тот самый "борщ".
P.S. Инвайт на Хабр еще нужен? Таким статьям там самое место :)
Спасибо) мне уже дали)
ОтветитьУдалитьОтлично. Не хотите разместить эту статью там?
ОтветитьУдалитьДа меня там вчера чуть не забанили за кросспост, я боюсь))
ОтветитьУдалитьО Негибкости функционала автор, вероятно, пишет "о своем". SaaS провайдеры сейчас в слабом положении молодого бизнеса и в значительном большинстве готовы делать кастомизацию, тем более, что каждое расширение делает сервис привлекательнее, а если не делает, то положено существовать API - приблуду для клиента завсегда смастерить можно с учетом "особенности".
ОтветитьУдалитьМне пока к сожалению, пока не о чем писать))
ОтветитьУдалитьПо крайней мере, молодые саас сервисы не заявляют на сайте о возможности кастомизации. А значит - не продают ее.
>> а меня там вчера чуть не забанили за кросспост, я боюсь))
ОтветитьУдалитьДа, там такое бывает :)
Попросил своих ребят, кармой немножко поддержали. Можно запостить эту статью без кроспоста и упоминаний, просто как самостоятельный материал. Несмотря на то, что Хабр довольно сильно ошколотился, там есть умные люди, они должны поддержать.
Публикуйте не в личный блог, а в этот: http://habrahabr.ru/blogs/saas/ - больше шансов выплыть.
Есть, сэр)
ОтветитьУдалитьhttp://habrahabr.ru/blogs/saas/102552/
Воот, это по-нашему :)
ОтветитьУдалитьА теперь протестируем Хабр на количество умных людей в теме SaaS.
Что ж, все получилось. Поздравляю :)
ОтветитьУдалитьНу да))) обсуждение есть) и даже никто не забанил)
ОтветитьУдалитьДвух известных саасников Ваш пост уже втянул в обсуждение - это Мое Дело и СКБ "Контур". Думаю, что остальные проснутся и тоже подтянутся.
ОтветитьУдалитьИнтересное обсуждение получилось. Меня даже на его фоне новые мысли посетили. И узнала кое-что, чего раньше не попадалось в поле зрения) В общем спасибо за идею)
ОтветитьУдалитьда. все верно !
ОтветитьУдалитьи прогресс не остановить.
когда-нибудь и на нашей улице (Россия) будет праздник.
а пока попробуйте: http://www.nextcorp.ru/corp/virt.phtml
Корпорация Некст предлагает почту для бизнеса на основе перспективных принципов «Cloud Computing» по классу сервисов SaaS (Software as a Services).