вторник, 13 июля 2010 г.

Интервью с владельцем бизнеса, про рекламу

Продолжаем наше интервью с Альбертом Волосским, следующий вопрос звучал так:
"Какие можете дать подсказки для начинающих предпринимателей, которые начали свой бизнес, но им не хватило денег на рекламу? Брать кредит? Стараться снизить расходы? Просто ждать, что покупатели сами появятся?"

Я  боюсь,  что  вопрос  не  совсем  по  адресу.  Дело  в  том,  что  я  не  люблю  рекламу  как  таковую,  и  сам  ею  редко  пользуюсь  :).  У  меня  на  нее  вообще  протест.
Более  того,  я  считаю,  что  реклама  для  малого  и  среднего  бизнеса  -  просто  утопия.  Ну,  за  исключением  разве  что  "партизанской  рекламы".  Во  всех  остальных  случаях  потратьте  лучше  эти  деньги  на:
  • наем  новых  менеджеров;
  • пополнение  оборотного  капитала;
  • собственного  образования,  наконец;

Где  на  мой  взгляд  реклама  нужна?  Там,  где  вы  достигаете  размеров  крупного  ну  или  глобального  бизнеса,  и  когда:
  • количество  конечных  пользователей  велико;
  • продукт  стандартизованный;
  • закупаемое  за  один  раз  количество  продукта  мало;
  • продажи  осуществляются  через  посредников;

Вот  тогда,  значение  рекламы  будет  воистину  велико.  И  тогда  ей  нужно  будет  заниматься  на  очень  серьезном  уровне  и  подолгу.  А  пока  забудьте  о  рекламе.
Но  вернемся  к  вопросу  в  несколько  ином  свете.  Давайте  предположим  просто  нехватку  денег.  И  нехватку  не  на  стадии  обдумывания  проекта,  а  когда  вы  его  уже  запустили.  То  есть,  до  этого  вы  думали,  что  вам  хватить,  но  настал  тот  день,  когда  вы  порвались  по  cash-у,  а:
  • сотрудники  просят  ЗП;
  • арендодатели  -  оплату;
  • поставщики  -  расчетов  и  т.д.

Что  делать  в  этом  случае?
Забудьте  о  кредите.  Пока  вы  малый  бизнес  кредиты  вас  убьют.  Почему?  Да  потому  что  вы  еще  не  понимаете  цену  деньгам,  и  вам  кажется  что  спасти  ваше  детище  (это  никому  как  оказалось  не  нужное  предприятие),  всеми  возможными  и  доступными  вам  средствами  -  будет  преступлением,  а  после  не  погашения  кредита,  даже  уголовно  наказуемым.
  • Если  можете  снизить  издержки,  снижайте:
  • увольте  часть  людей,  и  делайте  всю  работу  сами;
  • попросите  ваших  родных  и  друзей,  помочь  вам  не  деньгами,  а  участием;
  • откажитесь  от  части  направлений  и  т.д.

Да,  и  покупатели  сами  не  появятся.  Если  вы  со  своими  талантами  не  можете  найти  покупателя  для  своего  чудо  продукта.   А  издержки  безудержно  проедают  все  ваши  накопления,  закройте  предприятие,  и  зафиксируйтесь  в  убытках.  Да  это  неприятно.  Но  это  правильно,  и  полезно  для  вашего  здоровья.


Теперь маленькое ревью) Я не очень согласна по поводу бесполезности рекламы и, боюсь, что мнение Альберта может быть неправильно воспринято. С чем я согласна? Если Ваш бизнес зависит от личных продаж - забейте на рекламу. И читайте то, что написано выше) Потратьте деньги на продажника.
Но вряд ли можно напрямую применять совет для ИТ-стартапа, например. Сайт, который оказывает некий сервис. Вот тут много людей НЕДОЗАКЛАДЫВАЮТ денег на рекламу. Но, ведь хотя проект и маленький, но (читаем выше) - продукт стандартизированный, продается не лично (Интернет - сам себе посредник), продажи индивидуальные. И тут есть два варианта:

  • Ваш продукт мега взрыв и становится популярным сам собой;
  • либо Вам нужна реклама хотя бы, чтобы люди об этом узнали.

Брать кредит на рекламу я бы тоже не советовала. В остальном советы те же: учитесь сами, попросите денег у родственников, если проект мега перспективный - идите к инвестору (но будьте готовы делиться). Вообще, если идея и реализация хороша, то при не очень больших затратах на рекламу и больших личных усилиях поток должен пойти. Медленно, но верно. Здесь главное - терпение и упорство))) Которое не должно граничить с моментом, когда Вы долбитесь в пустое пространство. А тогда, как и написано выше, закрывайте и фиксируйте убытки, потратьте свои силы и уже полученный опыт, сын ошибок трудных, на что-то другое) И ничего страшного, мир не перевернется)

Комментариев нет:

Отправить комментарий