"Какие можете дать подсказки для начинающих предпринимателей, которые начали свой бизнес, но им не хватило денег на рекламу? Брать кредит? Стараться снизить расходы? Просто ждать, что покупатели сами появятся?"
Я боюсь, что вопрос не совсем по адресу. Дело в том, что я не люблю рекламу как таковую, и сам ею редко пользуюсь :). У меня на нее вообще протест.
Более того, я считаю, что реклама для малого и среднего бизнеса - просто утопия. Ну, за исключением разве что "партизанской рекламы". Во всех остальных случаях потратьте лучше эти деньги на:
- наем новых менеджеров;
- пополнение оборотного капитала;
- собственного образования, наконец;
Где на мой взгляд реклама нужна? Там, где вы достигаете размеров крупного ну или глобального бизнеса, и когда:
- количество конечных пользователей велико;
- продукт стандартизованный;
- закупаемое за один раз количество продукта мало;
- продажи осуществляются через посредников;
Вот тогда, значение рекламы будет воистину велико. И тогда ей нужно будет заниматься на очень серьезном уровне и подолгу. А пока забудьте о рекламе.
Но вернемся к вопросу в несколько ином свете. Давайте предположим просто нехватку денег. И нехватку не на стадии обдумывания проекта, а когда вы его уже запустили. То есть, до этого вы думали, что вам хватить, но настал тот день, когда вы порвались по cash-у, а:
- сотрудники просят ЗП;
- арендодатели - оплату;
- поставщики - расчетов и т.д.
Что делать в этом случае?
Забудьте о кредите. Пока вы малый бизнес кредиты вас убьют. Почему? Да потому что вы еще не понимаете цену деньгам, и вам кажется что спасти ваше детище (это никому как оказалось не нужное предприятие), всеми возможными и доступными вам средствами - будет преступлением, а после не погашения кредита, даже уголовно наказуемым.
- Если можете снизить издержки, снижайте:
- увольте часть людей, и делайте всю работу сами;
- попросите ваших родных и друзей, помочь вам не деньгами, а участием;
- откажитесь от части направлений и т.д.
Да, и покупатели сами не появятся. Если вы со своими талантами не можете найти покупателя для своего чудо продукта. А издержки безудержно проедают все ваши накопления, закройте предприятие, и зафиксируйтесь в убытках. Да это неприятно. Но это правильно, и полезно для вашего здоровья.
Теперь маленькое ревью) Я не очень согласна по поводу бесполезности рекламы и, боюсь, что мнение Альберта может быть неправильно воспринято. С чем я согласна? Если Ваш бизнес зависит от личных продаж - забейте на рекламу. И читайте то, что написано выше) Потратьте деньги на продажника.
Но вряд ли можно напрямую применять совет для ИТ-стартапа, например. Сайт, который оказывает некий сервис. Вот тут много людей НЕДОЗАКЛАДЫВАЮТ денег на рекламу. Но, ведь хотя проект и маленький, но (читаем выше) - продукт стандартизированный, продается не лично (Интернет - сам себе посредник), продажи индивидуальные. И тут есть два варианта:
- Ваш продукт мега взрыв и становится популярным сам собой;
- либо Вам нужна реклама хотя бы, чтобы люди об этом узнали.
Брать кредит на рекламу я бы тоже не советовала. В остальном советы те же: учитесь сами, попросите денег у родственников, если проект мега перспективный - идите к инвестору (но будьте готовы делиться). Вообще, если идея и реализация хороша, то при не очень больших затратах на рекламу и больших личных усилиях поток должен пойти. Медленно, но верно. Здесь главное - терпение и упорство))) Которое не должно граничить с моментом, когда Вы долбитесь в пустое пространство. А тогда, как и написано выше, закрывайте и фиксируйте убытки, потратьте свои силы и уже полученный опыт, сын ошибок трудных, на что-то другое) И ничего страшного, мир не перевернется)
Комментариев нет:
Отправить комментарий