воскресенье, 4 июля 2010 г.

Гарсон. Корректировки стратегии на основе опыта

Наша служба доставки прекрасно демонстрирует все особенности стартапов, которые обычно не учитываются до старта.

  1. Ваша изначальная стратегия должна быть хотя бы в чем-то верна, но, как стартапер, Вы должны быть готовы внимательно слушать отклики на Ваш проект, следить на стадии выхода на рынок за всеми нюансами и корректировать свою стратегию. У нас есть несколько примеров, в которых стратегия не оправдалась, и новые возможности, которых мы не учитывали вначале.
  2. Создание потока клиентов и заказов – самое сложное и самое важное. Есть такая очень распространенная ошибка стартаперов, которые в качестве необходимых ресурсов закладывают те, которые нужны для создания продукта, или открытия офиса или еще чего-то такого. Можно принять одно простое правило. Посчитайте, сколько нужно денег на открытие и старт Вашего бизнеса. Добавьте минимум три, а лучше 6 месяцев его содержания без доходов. И добавьте минимум столько же, сколько все это получилось, на продвижение. Так и происходит обычно. Стартаперы закладывают объем инвестиций для старта, а потом оказывается, что это только 10-20% от нужного объема финансирования. Стартапы несут в себе занозу энтузиазма и все верят до последнего, что как только на рынке появится их уникальное предложение, все повалят валом. Этого не происходит. То есть бывает, но очень очень редко и все равно не так.
  3. Упорство – это необходимое качество стартапера. Те, кто готовы только стартануть, но не способны тяжело шагать дальше, умирают. Из закрывающихся стартапов (которых в мире не менее 70%) минимум половина – это те, кто просто не дошли.

А теперь, в подтверждение этого, приведу примеры из реальной жизни.

  1. Первая наша обманка была в алкоголе. У нас сейчас с бесплатной доставкой доступен любой алкоголь по магазинным и даже по оптовым ценам. Мы полагали, что ситуация, когда на вечеринке все заканчивается, будет одной из самых популярных. И что бы Вы думали? У нас почти нет таких заказов. Максимум – к еде закажут бутылку водки или пива. Конечно, были прецеденты с виски, но это редкость. Подавляющая часть наших заказов – еда.
  2. Вторая обманка, или точнее, недоучет – кондитерка. Опять же, мы считали, что уж может быть проще, чем когда тебе на работе нужно отметить день рождения, проще торт заказать, чем его тащить. Тем более от лучшего в городе производителя. И мы получили проблему – ЛЮДИ НЕ ПРИВЫКЛИ, ОНИ НЕ ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ доставки торта. У них просто нет этого в голове. И у нас нет заказов. Только масштабная реклама может изменить эту ситуацию.
  3. Мы полагали, что нам достаточно ориентации на целевую аудиторию с высоким достатком, которой не важна стоимость доставки. Однако, в итоге есть гораздо более широкая средняя аудитория, которая бы заказывала, но 150 рублей для них – это серьезно. В итоге, мы сейчас просто поступились нашими доходами и отменили стоимость доставки. В итоге мы имеем рост количества небольших заказов, которые идут почти в убыток, но работают на популяризацию и объем.
  4. Мы не рассматривали способ применения нашей службы доставки как службы доставки подарков. Однако, у нас уже несколько прецедентов, когда люди заказывают доставку третьи лицам в качестве подарка. И даже из других городов. Кто-то дарит торт, а кто-то – свиную рульку.
  5. Мы только сейчас поняли главную золотую жилу, которая отличает нас от конкурентов и дает реальные деньги. Это огромные, сложные, разнообразные заказы на вечеринки. Когда люди заказывают кучу еды себе на день рождения или другой праздник, чтобы не готовить. Недавно у нас был заказ на 24000 рублей, аж из 4х ресторанов к одному клиенту. Потрясно, правда? Оказывается, есть люди, которые готовы праздновать ДР или вечеринку НЕ в ресторане, а дома, потратив ровно те же деньги (ну разве что на алкоголе экономия) на еду из этих же ресторанов. У них просто нет времени готовить такую прорву еды. А такого разнообразия, фуршетных блюд и прочих штуковин у обычных служб доставки, которые возят обеды, суши и пиццы – просто нет. Мы даже еще не придумали, как эту фишка грамотно продвинуть, так что если есть идеи, пишите))
  6. Мы сделали ту самую ошибку и заложили недостаточно средств на рекламу. В итоге, их приходится брать сейчас из разных карманов и заначек. Это ведь такая дилемма, чтобы бизнес приносил деньги на развитие, нужно сначала потратить деньги на развитие бизнеса))))

Вот такие вот заметки с полей.

1 комментарий:

  1. Анонимный7 июля 2010 г., 10:09

    к заказам для вечерин:
    + красивая одноразовая посуда и скатерть
    + прокат неодноразовой особой посуды для банкетов/фуршетов
    + помывка посуды как услуга
    + сервировка как услуга
    + доставка за город на пикники
    Есть такие люди, которым некогда прибираться после вечерины. Некоторые не умеют красиво еду раскладывать.
    На больших вечеринах нужна специальная посуда, которая обычно не нужна: Типа блюда многоэтажные и все такое.

    ОтветитьУдалить