четверг, 28 апреля 2011 г.

Исследование HH. 11% совмещают свой бизнес и работу

66% опрошенных задумывались над тем, чтобы создать свое дело, еще 23% пробовали осуществлять задуманное, а 9% респондентов до сих пор имеют свой бизнес. Основным препятствием к реализации предпринимательской жилки выступают, как правило, финансовые проблемы. Те счастливчики, кто все-таки сумел построить свой бизнес, помимо финансовых трудностей отмечали административные и концептуальные (несостоятельность идеи).

Стоит отметить, что мужчины более склонны к предпринимательской деятельности. В случае неожиданного появления крупной суммы денег женщины вложили бы ее в недвижимость, а мужчины организовали бы собственное дело.

Больше половины опрошенных задумывались над тем, чтобы создать свое дело, и только 9% уже ведут бизнес. Почти каждый четвертый пробовал заниматься предпринимательством, однако на каком-то этапе забросил свои начинания. Никогда не задумывались над подобной возможностью зарабатывать деньги только 2% опрошенных.

Женщины и мужчины одинаково часто задумываются о том, чтобы начать свое дело. Однако мужчины чаще делают попытки организовать бизнес. Тем не менее, количество тех, кто в настоящее время успешно ведет бизнес, среди женщин и мужчин практически одинаковое.

Топ-менеджеры чаще остальных пробовали организовать свое дело, при этом большинство из них продолжают заниматься предпринимательской деятельностью. Стоит отметить высокую экономическую активность среди незанятых — 33% из них пробуют создать свой бизнес, а 8% уже это сделали.

В разрезе городов принципиальной разницы нет. Тем не менее жители других регионов России на 5% чаще, чем москвичи и петербуржцы, пробуют заниматься предпринимательством.

Респонденты, которые никогда не задумывались над созданием бизнеса, обосновывали свою позицию отсутствием денег, перспективных идей, страхом прогореть или столкнуться с криминальными структурами. 20% опрошенных просто не считают предпринимательскую деятельность интересной для себя.

Большинство из тех, кто хотел бы построить свой бизнес, но «спасовал», в качестве основной помехи называли нехватку денег. 37% опрошенных испугались сложностей, которые ждали их впереди. Почти каждый пятый так и не смог определиться с ключевой идей, на которой должен был строиться бизнес, а у 11% не хватило времени на то, чтобы заниматься своим делом.

В период создания бизнеса 83% участникам опроса помешало отсутствие денег. 21% пали жертвами бюрократии и административных вопросов, и столько же осознали несостоятельность идеи. Среди других трудностей на пути к собственному бизнесу респонденты называли проблемы с созданием команды единомышленников (кадровые проблемы), конкуренцию, отсутствие клиентов и проч.

По мнению половины опрошенных, функции наемного работника и предпринимателя можно совмещать. В то же время каждый третий сомневается в таких возможностях.

По результатам нашего исследования, 11% всех опрошенных уже совмещают работу в офисе и собственный бизнес.

Большинство респондентов мужского пола в случае неожиданно появившейся крупной суммы денег создали бы собственный бизнес. Женщины скорее вложились бы в недвижимость. А вот банкам и ценным бумагам как средству вложения респонденты свои деньги доверять бы не стали.

Источник.

среда, 27 апреля 2011 г.

Про стартапы и плесень

По следам слухов о пузырениях на рынке стартапов мне прислали интересный пост небезысвестного Сергея Белоусова (цитирую ниже). picture

Про технологические инвестиции и грибы плесень ...Экосистема технологических компаний и венчурных фондов очень напоминает растительное царство. Вернее – некую ее изолированную часть, экологическую нишу. Часть растений развивается во взрослые оформившиеся деревья или кустарники. Это проекты, достигшие успеха и обладающие ценностью для пользователей и привлекательностью для инвесторов. Но, несмотря на то, что данные «особи» у всех навиду, делеко не они составляют основную массу растительного царства. По-крайней мере в количественном выражении. Подавляющие же большинство – это, на первый взгляд, ненужные и малозаметные его представители – грибы и плесень. Придерживаясь нашей аналогии – это никчемные стартапы, возникающие в огромном количестве и столь же массово умирающие. Сами по себе они не несут никакой ценности, но, как известно, в природе нет ничего не нужного. Даже такие низшие организмы являются частью общей пищевой цепочки и в перегнившей форме служат источником необходимых для роста веществ для высших растений. При этом, учитывая краткий жизненный цикл, а так же большую населенность данного царства, оно, это царство, для непосвященного наблюдателя, кажется полным жизнью. Жизнью осмысленной. Хотя на самом деле это не так. Так же и со стартапами-однодневками. Лишенные ценности сами по себе, не нужные ни пользователям ни инвесторам, они рождаются и умирают во множестве с единственной, пускай и скрытой для них целью – служить удобрением для стоящих проектов. Сами же обитатели «грибной» ниши из-за своего небольшого размера не видят что происходит вокруг, наивно считая, что их «грибница» – это и есть весь мир.
Еще одна особенность, роднящая такие проекты с грибами. Для их существования так же нужна повышенная влажность. Роль влаги в данном случае играют деньги. Интересно, что инвесторы, вкладывающиеся в подобные проекты, сами не далеко ушли от них в своем развитии. Такие инвесторы много вкладывают в никчемные команды, которые на выходе не приносят им весомые прибыли. Но, как я сказал выше, это необходимые элементы экосистемы, важные для работы системы вцелом.
Бывает, что более развитые организмы используют своих низших братьев. Подобный симбиоз встречается и в мире стартапов. Это когда удачные и заметные на рынке инвесторы начинают вкладывать в проекты, кажущаяся ценность которых равна нулю. Сами участники таких команд начинают верить в собственную значимость. Однако им невдомек, что они для инвесторов-садоводов не более чем удобрение, на котором те потом хотят вырастить здоровые и действующие стартапы. Стоит ли назвать фонды активно растящие грибы?

Да бог бы с ними с фондами, а что стартаперам то делать со всем этим? Не впадать в иллюзии. Несмотря на то, что стартапы это весело и интересно, так или иначе – это жесткий бизнес и если вы будете критично относится к своим оценкам, действиям и думать о финансовом выхлопе этого всего, то может быть вы избежите судьбы той самой плесени и грибов.

Но при этом при всем, критичность оценки себя, своих результатов и проектов не должна перерождаться в негативизм и стегание себя за неудачи. Огромная ответственность, которая ложится на стартапера в рамках его проекта не должна с одной стороны позволять ему закрывать глаза на все как зашоренной лошади, а с другой стороны не давать себя бичевать и впадать в уныние. Это голый открытый конструктивизм и адекватность реакций. Именно такое состояние нужно для того, чтобы действовать эффективно.

суббота, 23 апреля 2011 г.

Комплексная инфографика про интернет продвижение

marketingguide

Очень советую заморочиться и посмотреть внимательно на данную инфографику. Довольно редко встречается настолько полная подача информации. Рассматриваются конкретные способы и шаги, которые вам следует предпринять и в каком порядке, отдельно для:

  1. Social media
  2. E-mail marketing
  3. Lead generation
  4. SEO/SEM
  5. Pay per click
  6. Content marketing
  7. Analytics
  8. Conversation optimization

В инфографике есть некоторая специфика, относящаяся к западным стартапам, которая выражается в конкретных предлагаемых инструментах, которые при продвижении на русскоязычном рынке скорее всего бесполезны. Но аналогию простроить достаточно просто.

P.S. Если вдруг у вас открывается в недостаточном размере картинка выше, то можно посмотреть еще вот здесь.

пятница, 22 апреля 2011 г.

Теория. Международные директивы по оценкам прямых и венчурных инвестиций

Документ бесплатный, смотреть тут.

В целом это документ для инвесторов. Для стартаперов полезно в части освоения венчурной терминологии, чтобы на одном языке разговаривать с вашими инвесторами. Рассматривается в основном методика оценки стоимости стартапа, методологии, нюансы применения.

На мой взгляд, если бы они добавили примеров, было бы значительно лучше, но это нормативный, а не образовательный документ.

В дополнение в конце есть большой список организаций – ассоциаций участников венчурного рынка.

среда, 20 апреля 2011 г.

РИФ+КИБ

Несколько выводов по следам крупнейшей московской интернет конференции.

  1. мы уехали посередиине первого дня, посчитав, что нам нет смысла оставаться на оставшиеся два дня
  2. ехать туда из москвы просто атас (минимум 2 часа в одну сторону)
  3. больше половины народа там просто пьет, потому что залы неспособны вместить больше 40% посетителей
  4. большинство выступлений носят характер “Капитана Очевидность”
  5. работать вообще никому не надо видимо), потому что все упирается в текилу и сиськи)
  6. таксисты рублево успенского шоссе, которые нас возили туда и оттуда дали нам в два раза более качественную и интересную информацию о российском мироустройстве

вот так вот получилось. Возможно, наше мнение однобоко, но нам на самом деле было дорого наше время, поэтому завтра мы летим в новосибирск) делать дело)

пятница, 15 апреля 2011 г.

5 мыслей по следам ВКОНТАКТЕ

Есть одно интересное интервью мифического Павла Дурова, которого никто не видел)) В основном это выводы на основании рынка игровых приложений ВКОНТАКТЕ. Но их можно вполне интересно экстраполировать на рынок интернет бизнеса вообще.1122,09,09.Detskie-igrushki

  1. Лидирующие приложения создаются маленькими командами. Есть очень много примечательных примеров тому, что в интернет бизнесе преимущество получают небольшие команды. Это и в области игр для iPhone, и в области интернет сервисов, и в области социальных сервисов, и в области игр. Вывод здесь простой – одна небольшая команда, состоящая из нескольких талантливых ребят, которые фанатично создают конкретный продукт, для которого у них есть собственное видение, это ЛУЧШИЙ вариант. Лучше, чем огромная корпорация из сотен программистов. Лучше, чем проект с написанным бизнес планом. Лучше, чем проект, который искал инвестиции. Инвестиций для этого и вовсе не надо. Одно необходимое условие – в команде должны быть программисты и должен быть хороший дизайнер или человек, который знает хорошего дизайнера))) Или это может быть ОДИН человек. Вообще один)
  2. Лидирующие приложения создаются за пределами столицы. 8 из 10 успешных приложений ВКОНТАКТЕ создаются за пределами Москвы. Игнорируя мнения всех столичных экспертов, финансистов, менеджеров и инвесторов. Когда мы говорим о CONSUMER проектах, к которым и относятся в том числе игровые приложения, обычные правила бизнеса практически не работают. Это пан-пропал игра. Единственное, что имеет смысл – это чтобы проект нравился публике, конечному потребителю. И не один эксперт не сможет предсказать, а что именно понравится публике. Они нагрузят команду своими шаблонами и это значительно уменьшит шанс на свежесть и успех. Здесь главный вывод – это сохранение себя, своей самобытности и своего видения конечного продукта. Недавно присутствовала на выступлениях господина Морейниса и руководителя СБАР. В 80% случаев они полностью меняют позиционирование и бизнес-модель финансируемого проекта. Это их заявление. Комментировать не буду, но скажу следующее: в CONSUMER проектах это все не работает. Вкусность работает, вирусность работает, безумства работают, фанатизм работает, любая творческая активность в сочетании с профессиональной реализацией работает. Бизнес-модели и бизнес-планы не работают. Это как раз NEW PRODUCT из предыдущей классификации.
  3. Один безупречный продукт приносит больше плодов, чем сто посредственных. Это очень сложный вопрос баланса фокуса. Начинать и пробовать можно несколько проектов. Но как только один выстрелил, нужно все бросить и развивать его всеми возможными силами. Цитата: “Превосходство на 10% в дизайне, продуманности или скорости может выразиться в десятикратной популярности.”
  4. Создание успешной игры не обязательно требует больших затрат. Безупречный продукт, выброшенный а социальные сети, почти не требует маркетинга. ВКОТАКТ ссылается на свой опыт, что за последние несколько месяцев минимум 2 наиболее успешные игры были созданы без всякого внешнего финансирования. Вообще порог вхождения на рынок для приложений социальных сетей, мобильных приложений и т.п. крайне низок и продолжает снижаться. Но требования к качеству при этом растут.
  5. На рынке приложений регулярно появляются новые лидеры, что говорит о мифологичности фразы “все сделано и придумано до нас”. Это подтверждается до смешного тем, что регулярно появляется новая, все более популярная ферма)) Ну и много других примеров там же.

Общий вывод статьи Дурова заключается в упоре на качество продукта, незацикленности на правилах, экспертах и бизнес планах, незашоренности в решениях. Напомню, что он это рассказывал применительно к конкретной нише – игрушек для социальных сетей. Это верно и для аналогичных по типу бизнеса стартапов – всех остальных приложений для социальных сетей, мобильных приложений, то есть NEW PRODUCT стартапов, в которых вопросы маркетинга решаются социальной платформой, предсказание спроса практически невозможно, весь вопрос только во “нравится-не нравится”. И есть только один более менее предсказуемый метод увеличения вероятности этого “нравится” – это качество продукта. Для COMMON типов бизнеса, таких как торговля или услуги это, конечно, уже не так подходит, там начинают работать другие законы.

суббота, 9 апреля 2011 г.

6 типов интернет проектов. Вопрос выбора

Есть крайне много разнородной информации о стартапах. Есть много идеологий, много подходов.

  1. Одни говорят, что нужно продумывать и внимательно просчитывать бизнес-модель, думать как продавать сначала, а потом уже делать. А другие говорят, что нужно просто сделать качественный продукт и этого будет достаточно.
  2. Одни говорят, что нужны инвестиции, а другие говорят что не нужны.
  3. Одни говорят, что нужен предприниматель у руля, а другие говорят что технарь. И так далее и тому подобное.

Мое утверждение состоит в том, что любое огульное утверждение – фигня))) Давайте попробуем разобраться. Вот есть вы, вы может быть в Москве, а может быть в Новосибирске. Может вы умеете продавать идеи инвесторам, а может быть нет. Может быть у вас есть программисты в команде, а может быть нет. Ваша идея, с которой вы носитесь, тоже может быть разная. Все выводы, способы и подходы нужно выбирать исходя из того, что это за идея и кто вы такой. А теперь списком, сначала классифицируем идеи:

  1. Продажа некого решения. Это может быть продажа решений для корпоративного рынка. Это может быть интернет-магазин. Это может быть продажа программного обеспечения для малого бизнеса или для частного использования. В бизнесе, где торгуется товар (предложение, имеющее понятные параметры за понятные деньги), важны только продажи и сам товар. Это не про SaaS. Это может быть торговля инфопродуктами. Важно только то, что есть конкретные деньги, которые платятся один раз и конкретный товар, за который платят. И тут крайне важно именно то, как вы будете продавать. Продавать можно заранее, можно по факту, как угодно. Продукт должен быть красиво упакован, иметь понятное точное УТП и должен хорошо продаваться. Насколько технологичен продукт – не так важно. Чем более он понятен – тем лучше. Здесь НЕВЫГОДНО быть очень инновационным. Потому что за конкретные деньги покупают конкретную ценность. Здесь не нужно быть первым на рынке. Наоборот, здесь нужно и можно воспользоваться проверкой спроса по аналогичным предложениям ваших конкурентов. Людям все равно, у кого покупать понятную вещь. Здесь очень хорошо оглядываться на конкурентов, потому что это позволит достаточно просто спозиционировать ваш продукт. Примеры: KupiVip. Ресурсы здесь достаточно важны. Они нужны на построение системы продаж либо на создание очень хорошего уникального продукта. Вероятность успеха здесь предсказуема. Это можно планировать и анализировать.
  2. Продажа сервиса. Это SaaS, а также любые платные интернет-сервисы. Оплата может быть разовая или длительная, не суть важно, важно, что вы продаете сервис. Здесь точно так же важна понятность. Аналогом в оффлайн бизнесе является такси. Вы покупаете услугу доставки вас из одного места в другое. Люди здесь решают конкретную проблему и задачу. Поэтому SaaS сервис о приведении вашего психофизического состояния к положению коллинеарных кривых нафиг никому не нужен))) Это шутка, но смысл ее в том, что сервис должен быть понятен, основываться на насущной потребности и иметь конкретный спрос. Здесь тоже не нужно быть мега инновационно-непонятным. Не обязательно быть первым. Достаточно иметь очень качественный продукт, направленный на решение насущной задачи. Анализ рынка, спроса и конкурентов важен. Позиционирование важно. Продвижение важно. Ценовая политика важна. Это просчитываемая бизнес-модель. Ресурсы здесь важны с точки зрения создания сервиса. Если он правильно просчитан и правильно создан то вероятность успеха тоже предсказуема. Это можно и нужно планировать и анализировать. Яркий пример – Эльба.
  3. Оказание услуг. Сюда относятся все коучинговые, тренинговые, дизайнерские бизнесы. Это же аутсорсинг разработки. Все бизнесы по оказанию профессиональных услуг. Вы продаете здесь себя, а не услугу или продукт. Яркий пример – господин Лебедев. Здесь имеет значение в основном репутация. Портфолио. Продается имидж. Продается ВОЗМОЖНОСТЬ получения результата, нужного Заказчику. И конкуренция идет по вероятности получения этого самого клевого результата. У кого эта вероятность выше, кто сумел в этом убедить потенциальных клиентов – тот и победитель. Тут нужен конкретный ресурс – пиар и таланты. И все на этом))) Остальное – мелочи жизни.
  4. Создание возможностей. Это вот социальные сети, например. Они дают возможность людям общаться. Они просто создают возможности. Если бы там не было Васи, я бы туда не пришел. То есть здесь нет начальной ценности, пока там никого нет. Например, это все сервисы посреднические, такие как booking.com. Там не было бы много клиентов, если бы не было много отелей. Это сервисы по подбору дешевых авиабилетов. Там не было бы клиентов, если бы не было выбора авиакомпаний. То есть тут главный принцип – это сведение одних с другими. И немножко другие законы. Важно одно – набрать критическую массу пользователей. И больше ничего не важно. Это самый сложный с точки зрения запуска бизнес, но он может не требовать ни больших ресурсов, ни какого-то планирования. Завлечь критическую массу пользователей можно двумя способами – либо завлечь их предварительно (это когда B2C сервисы делают – понятно, что сначала с бизнесом нужно договориться, тупо потому что его меньше по количеству и с ним проще договариваться), либо распиарить хорошо, либо дать некую уникальность (контента, возможностей, неважно). То есть важно придумать как и чем завлечь критическую массу. Или вот ХабраХабр. То же самое. Монетизируется при этом всегда масса.
  5. Уникальные массовые продукты. Это вот например игры в социальных сетях или приложения для мобильных телефонов. Это такой специфический интернет бизнес, вроде бы похож на первый пункт (продажа решений), но есть конкретная большая особенность – полный аутсорсинг продаж за счет платформ доступа к аудитории типа Apple App Store, Facebook или тот же вконтакт. И получается интересная ситуация – в типа бизнеса, где важны только продажи – продажи не важны))) И тут на первый план выходит продукт. И не нужно планировать продажи. И не нужно бизнес-модели. Если ваш продукт понравится, то его будут покупать.
  6. Уникальные массовые возможности. Это подвид “Создание возможностей”. Например, ForSquare. Здесь сама по себе возможность пиарит набор критической массы. Первая ценность – это сама возможность, а наличие дополнительной аудитории – это уже вторая ценность.

Наиболее интересны с точки зрения небольших команд, у которых мало ресурсов, это те виды бизнеса, где важен продукт, а не продажи и где ориентация идет на массовую аудиторию. То есть виды бизнеса, где просто создав один хороший продукт можно получить эффект масштаба. По большей части эти виды бизнеса специфичны именно для Интернета (Consumer). это сочетание пунктов 5 и 6. Итак, каким признакам соответствуют самые выгодные с точки зрения начинающих стартаперов проекты:

  1. Ориентация на массовый потребительский рынок. Это либо просто потребительский интернет сервис, либо сервис для конкретных социальных платформ, либо для мобильных платформ и т.д. То есть тут важно сразу доступ большой аудитории к вашему продукту. Да, это CONSUMER проекты, так называемые.
  2. Уникальность. Выражается эта уникальность не в инновационности технологии или каких-то ценовых условиях, а в КАЧЕСТВЕ и СУТИ продукта. Я знаю только одно слово, которое это передает – ВКУСНОСТЬ. Вот была одна игра ферма ВКОНТАКТЕ, ее заменила другая ферма, потому что она вкуснее и новее. Выраженная уникальность снижает потребность в ресурсах для продвижения, потому что уникальность будет сама ее продвигать. Это может быть рекомбинация каких то возможностей, может быть просто юзабилити и дизайн, может быть просто новая какая то непонятная, но жутко прикольная штуковина)))) Как кому нравится.
  3. Маленькая ресурсоемкость. Проект не должен требовать более чем трех-четырех месяцев на разработку первой версии. Поскольку здесь сложно что либо заранее просчитать, надо быстро пробовать. Поэтому проект должен быть не большой по требуемым ресурсам на запуск, но при этом масштабный с точки зрения потенциальной аудитории.
  4. Больше дела – меньше бизнес планирования. Планировать и придумывать нужно только продукт. На всякие анализы рынков, бизнес-модели и прочие сложные штуковины можно забить. А когда будет продукт – нужно просто встроить его в платформу доступа к аудитории. Либо вкинуть в места тусовки аудитории. Именно вот тут никакие эксперты ничего вам не насоветуют путного, только время потеряете.
  5. Меньше инвестиций, больше энтузиазма. Инвестиции только мешают подобным проектам. Поскольку они маленькие, их реально можно запускать самостоятельно. Вся инфраструктура, которая для этого нужна – легко берется в аренду за мизерную плату.

Самое главное – это важно понимать, что есть разные типы проектов, к ним применимы разные подходы и разные инструменты. Поэтому огульные утверждения, которых кругом полно, надо фильтровать с точки зрения вашей идеи. Подумав надо всем этим я решила, что в нашей Startup Wiki деление будет не только на стадии, но и на типы проектов внутри стадий, потому что невозможно будет дать качественную информацию для определенной стадии, которая подходила бы всем проектам.

Прошу вас дать обратную связь на эту классификацию, насколько это понятно и правильно, может перекомбинировать как-нибудь?

пятница, 8 апреля 2011 г.

По просьбе читателей (дубль два) – инструменты для работы с идеями из рассылки Freshle

Нам задавали множество вопросов о том, как работать с идеями. Идей много, вопрос в том, как из них выбирать и как их проверять. В этой рассылке мы рассмотрим инструменты и ресурсы, которые помогают работать с идеями.
Ищем конкурентов
Самое первое, что нужно делать, когда вам приходит в голову идея - это искать аналоги. Как прямые, так и косвенные. Причем как на российском рынке, так и на западном. Там для этого очень хорошо подходит CrunchBase. Здесь надо следовать простому здравому смыслу. Если ваш стартап решает какую то проблему - ищите имеющиеся способы решения данной проблемы. Если дает возможность - ищите подобные возможности. Просто представьте, что вы - пользователь вашего будущего продукта и хотите найти что-то подобное. Что вы будете искать? Постарайтесь перебрать несколько разных вариантов формулировок и ключевых слов. По каждому конкуренту - плюсы, минусы, посещаемость, успешность, бизнес модель, объём полученных конкурентом инвестиций. Для формальной оценки веб ресурсов конкурентов можно воспользоваться сервисами: Alexa, Compete, Quantcast или более гиковым решением push2check. Выберите важные ключевые слова сферы вашей идеи и настройте google alerts, загляните в google trends.
Презентация идеи
Чем чаще вы презентуете свою идею, тем больше вы получаете обратную связь и тем совершеннее становится ваш будущий стартап. Не экономьте время и не пренебрегайте качеством представления вашей идеи.

1. Отличный инструмент для создания ярких и запоминающихся презентаций - сервис Prezi.com. Например с его помощью сделана наша презентация для CodeFest. Прекрасный и очень удобный инструмент. Есть некоторые хитрости при работе c русским языком, но разобраться несложно.
2. MindMap - это способ естественной организации информации, который помогает быстро и эффективно зафиксировать и проанализировать вашу идею, легко поделиться ей с другими . Существует много разных программ и сервисов по созданию карт, платных и бесплатных, онлайновых и десктопных, пробуйте, выбирайте. Нам нравится MindManager, но он платный, есть множество бесплатных аналогов.
3. Инфографика - это инструмент визуализации и представления данных и знаний. Очень наглядно, очень коротко, очень впечатляюще. С ее помощью можно представить ваш анализ рынка или проблемы, а также и сам проект. Несколько полезных инструментов для создания инфографики:

4. Просто презентация(pdf, ppt,etc.). Здесь можно только посоветовать использовать сервисы а-ля Slideshare для распространения вашей презентации. Советы о том, как сделать саму презентацию - ищите на нашем сайте, когда мы наконец запустимся)
Анализ идеи
1. Спросите людей. Для этого есть специальные сервисы, такие как SurveyMonkey и Askyourtargetmarket, google forms. Их основная суть в том, что там очень легко создавать опросы, легко находить аудиторию для ответов и еще есть возможность эти опросы встраивать куда угодно, кастомизировать вплоть до фирменного стиля и собирать-анализировать статистику.
2. Для добавлению трастовости вашему анализу рынка полезно ссылаться на аналитику(пруфлинки). Информацию для анализа рынка можно найти в разных местах, как правило, для этого всего лишь нужно упорно задавать Гуглу правильные вопросы и выстраивать собственную аналитику.. У серьезных аналитических агентств как правило есть бесплатно публикуемые обзоры. Их можно поискать у Gartner и у eMarketer.
3. Полезными и часто недооцененными материалами являются материалы с конференций, которые выкладываются по факту их окончания. Вот, например, собрались вы открыть веб-студию. Вместо того, чтобы по крупицам собирать информацию, можно зайти на карточку прошлогодней секции на РИФ + КИБ и скачать вполне сносное исследование по этому поводу. Или, например, можно скачать материалы с Russian internet Week за 2010 год, для этого достаточно иметь rocid.
4. С точки зрения непосредственно анализа идеи, мы бы советовали последовательно ответить на несколько вопросов:

  • в чем суть идеи в одном предложении;
  • в чем ее уникальность;
  • в чем ее ценность (чем это лучше существующих решений). Здесь полезно использовать способ анализа из "Стратегии голубого океана" (см. предыдущую рассылку);
  • насколько это важно для потенциальных клиентов;
  • каков рынок (объем, динамика, тренды);
  • каковы ваши ресурсы и есть ли они, знаете ли вы, что с ними делать.

Ответив на эти вопросы вы получите более или менее полную картинку относительно вашей идеи, которую сможете легко объяснить кому-нибудь еще. Самое главное - не смотрите на список этих вопросов, отвечая на них в уме. Это так не работает. Запишите ответы. Так, как будто собираетесь дать это читать критически настроенному инвестору. И вы откроете для себя много нового).
Что мы забыли? Точно! Бизнес модель и монетизацию вашего будущего стартапа, читайте об этом на нашем сайте %)!

Оставайтесь на нашей волне, в следующем выпуске - практические инструменты для создания вашего стартапа.

Если у вас есть вопросы, предложения, пожелания - мы открыты и ждем ваших писем на contact@freshle.com.

Удачи!

Freshle.com team

четверг, 7 апреля 2011 г.

Готовимся к запуску Freshle, обсуждаем Startup Wiki

Как вы наверное помните, скоро этот блог переедет и как отдельно стоящий блог перестанет существовать. Мы перейдем на наш новый ресурс, который мы создаем для себя и таких как мы – информационно-образовательный ресурс о стартапах Freshle.com. Мы всем уже пообещали запустить в апреле, так что деваться уже некуда)) Так вот, wiki

Одним из главных разделов на Freshle.com будет Startup Wiki - публичная база знаний по запуску стартапов. Она будет модерируема, но кто угодно сможет добавлять туда информацию.

Цель Startup Wiki - дать полезную и нужную информацию для каждой стадии запуска стартапа, ответить на возникающие вопросы и предостеречь от совершения ошибок.  Я хотела бы немного о ней рассказать и получить от Вас обратную связь. Итак,

Startup Wiki устроена по принципу получения всей полезной информации, нужной в данный конкретный момент. Именно поэтому все материалы в ней разделены по стадиям запуска стартапа. Таким образом каждый человек, имеющий свой стартап, может сразу перейти к интересующему его разделу и получить полезную информацию. Итак, все разделы разбиты на стадии:

  • Idea stage - стартап на стадии идеи. Это один из наиболее важных разделов, потому что большинство стартапов умирают именно на этой стадии. Сюда входят этапы поиска идеи, анализа идеи, поиска команды, анализа рынка, конкурентов, разработка бизнес-модели, написание Executive Summary, Elevator Pitch, поиска предпосевного финансирования. Все, что вам нужно, чтобы начать разрабатывать прототип.
  • Prototype stage - стартап на уровне прототипа. Это обычно означает, что проведено проектирование архитектуры и интерфейсов, создан некий прототип будущего сервиса или программного обеспечения, но он не выведен в открытое использование. На этом этапе обычно ищут посевные инвестиции. С точки зрения продукта на данном этапе у вас есть технология.
  • Production stage - стартап в альфа-бета версии, выведенный в открытое использование, имеющий первые продажи или первых реальных пользователей. С точки зрения продукта на этом этапе у вас есть программа.
  • Scalability stage - стартап, который набрал достаточно клиентов или пользователей, и начал испытывать проблемы роста. То есть для его быстрого дальнейшего роста требуются вливания, перестраивание бизнес-процессов и т.д. В этот момент возникает корпоративная жизнь. С точки зрения продукта именно на данном этапе возникает собственно продукт, со всеми вытекающими составляющими.
  • Coming out stage - этап выхода инвесторов или основателей. На данном этапе происходит продажа стартапа, закрытый или открытый выпуск акций, выхода на IPO. Делается это для того, чтобы дать возможность выйти из бизнеса тем, кто в него вкладывался в самом начале и теперь хочет получить свои дивиденды.

Структура каждого stage раздела:

  • Startup tools&services - инструменты и сервисы, которые пригодятся стартап команде на данном этапе.
  • Startup theory&practice - теория и практика, статьи, которые дадут вам полезную для данного этапа информацию
  • Startup stories&cases - истории и примеры проблем, ошибок, успешных решений для данного этапа
  • Startup checklists&todolists - списки для проверки того, что вы делаете и списки дел, которые нужно сделать на данном этапе
  • Startup people&companies - люди и компании, которые могут быть вам полезны на данном этапе
  • Startup resources&links - ресурсы и ссылки, которые полезно просмотреть.

В общем, мы это все усиленно делаем, но хотелось бы знать ваши мнение) Очень поможете, если пощелкаете пару кнопок)

Create your free online surveys with SurveyMonkey, the world's leading questionnaire tool.

Ну и последнее, приглашаем волонтеров, которые хотели бы помочь с первичным наполнением: пишите на contact@freshle.com.

И можно подписаться на инвайт уже сейчас)

среда, 6 апреля 2011 г.

Кросспост. Что мешает предпринимательству и что делать?

Отличный текст, мне очень понравилось, нашла в ЖЖ.

1. Регистрация предприятия

Почти все нынешние регистрационные документы и процедуры -- липа, туфта, никому не нужная бюрократия и очковтирательство.
Устав. В теории, устав -- это конституция будущего предприятия, он закрепляет права и обязанности учредителей и директора. На практике, уставы пишутся "юридическими компаниями". Они просто копируются. Устав не нужен никому, кроме учредителей и директора. А раз они уставы копируют, значит они не нужны и им. Устав должен быть делом добровольным. Нужен для бизнеса -- пусть будет, не нужен, нечего и требовать.
Учредительный договор. Та же история, никому он не нужен. Все эти бумажки тупо копируются, чтобы отвязался регулятор. Именно поэтому в большинстве стран их нет. Вместо него есть кратенькая бумажка типа Article of Association, в которой написано кто учредил предприятие и с какими долями.
Уставной капитал. Сейчас он минимально 10000  рублей ($300). Это просто смешно. Ничего он никому не гарантирует и не доказывает, а какое-то время отнимает.
Юридический адрес. Это оазис для жульничества. Откуда у меня адрес, если у меня еще нет предприятия? 90% предприятий платят за фиктивные адреса "юридическим компаниям". Большинство юридических адресов фальшивые, там зарегистрировано множество предприятий, которые по факту находятся в других офисах. Государство просто заставляет людей врать.
Юридический адрес нужно обязательно отменить. Люди должны указывать что-то не фальшивое, например, просто адрес, по которому они могут получать почту. Это может быть домашний адрес или легальный адрес фирмы, легально предоставляющей почтовые адреса для бизнесов.
Все эти протоколы собраний -- липа. Никто не ведет никаких протоколов, их распечатывают по шаблону юристы. Приказы о назначении директора -- все липа. Никому они не нужны.
Что же должно требоваться для регистрации? Две бумажки -- список учредителей и их доли и данные директора с его почтовым деловым и домашним адресом. Учредитель может быть один. В списке указываются паспортные данные и адреса. Когда паспорта отменят -- адреса и любые доказательства существования человека. Для директора обязательно нужен его домашний адрес. Чтобы государство туда могло присылать письма, даже когда предприятие перестанет функционировать.
Никакого нотариального заверения документов ДО регистрации не должно быть. Российские нотариусы -- это монополистические жулики. Они получают деньги ни за что. Нотариусом может стать только юрист, которому ассоциация нотариусов разрешит стать нотариусом. Представляете? Вот почему поддерживается дефицит нотариальных контор. В них всегда очереди, в них сидеть надо в вонючем коридоре, вам не предложат кофе, что уже говорит о сращивании этого бизнеса с государством.
Заверять у нотариуса нужно один единственный документ -- свидетельство о регистрации компании, которое выдал государственный орган регистрации. Это документ о собственности, он реально важен владельцам и должен быть проверяем. Поэтому и нужен профессиональный свидетель, т.е. нотариус.
Все изменения -- это дело предпринимателей. Они должны извещать государство о важных изменениях через интернет или по почте. Например, если директор изменился -- просто отправить письмо об этом.
Вообще, никаких поездок в налоговую быть не должно. Сейчас в Москве есть налоговая №46, в которой только и можно зарегистрировать предприятие. Директор обязан туда два раза явиться лично -- чтобы сдать и чтобы получить документы. Выстаивать адскую очередь. Делается все, чтобы люди не хотели регистрировать предприятия. А должно быть ровно наоборот -- государство должно делать все, чтобы люди регистрировали предприятия -- в них богатство страны, самостоятельность граждан.
Кстати, выписка из ЕГРЮЛ -- еще одно издевательство. Госорганы все время требуют свежую выписку из регистра юридических лиц, ее нужно получать лично в той же налоговой №46. Путь уже сами заходят в этот регистр через интернет и удостоверяются. Предприятию один раз выдали свидетельство о регистрации и оно не фальшивое пока кто-то не докажет обратное.
Регистрация предприятия должна занимать два часа, лучше через интернет. Государство должно вести пропаганду предпринимательства, советовать гражданам открывать предприятия. Рекламировать эту услугу в других странах, привлекать иностранцев, чтобы они тут открывали предприятия. Даже не хочется объяснять почему это нужно.
2. Отчетность
Сотни листов отчетов круглый год -- это административный налог, гиря на ноге предпринимателя и полная туфта.
Сейчас предприятие должно сдавать отчетность ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Огромные кипы бумаг. Все это предательство интересов страны. Все балансы, отчеты о прибылях и убытках -- липа. Российские правила бухучета заточены исключительно под фискальные цели. Никто не пользуется своими балансами по прямому назначению -- для управления бизнесом. Для этого ведут другие балансы.
Предприятия содержат огромный штат бухгалтеров, которые не нужны для бизнеса. Есть бухгалтеры, которые нужны, кстати. Но это не те, кто пампасит тонны макулатуры для государства.
А как должно быть? Отчеты должны сдавать один раз в год. Четыре бумажки. Баланс на 2 страницы. Отчет о прибылях и убытках на 1 страницу. Список учредителей 1 страница. Отчет о распределении прибыли -- 1 страница. Все. Больше ничего.
Причем не должно быть такого, чтобы вся страна в один день начала сдавать отчетность. У каждой фирмы должен быть свой финансовый год. Он начинается в день ее регистрации. Поэтому работа для налоговых инспекторов будет распределена по всем дням года.
В нормальной стране у малого и среднего бизнеса как правило не должно быть бухгалтера в штате. Директор или сотрудник должен или сам четыре бумажки заполнять или пользоваться услугами эккаунтинговых компаний. Скинул им свои транзакции раз в год, они за 5000 рублей сделали тебе отчеты и сами же их и сдали в налоговую через интернет. В одной такой компании может обслуживаться несколько тысяч предприятий. А программы учетные должны стоить копейки, быть доступны как сервис, и состоять из нескольких пунктов меню, типа, счета выписанные, счета полученные. банк, отчеты.
3. Периодичность уплаты налогов

Собирать налоги часто -- грабить предпринимателей, душить национальную экономику.
Налоги должны платиться один раз в год.  В противном случае у предприятий изымается оборотный капитал. Есть ведь разница платить налоги каждый квартал или один раз в год. В большинстве стран мира платят раз в год. А значит Россия неконкурентоспособна как место для инвестиций сразу и навсегда.
4. НДС

НДС -- криминальный налог.
НДС должен быть отменен. Его придумали европейские бюрократы, чтобы заставить предпринимателей экспортировать. Те кто не экспортируют,  а работают на внутреннем рынке, наказываются. В России же экспортировать могут только сырьевые компании. Об этом ниже. Поэтому этот налог является наказанием за деловую активность. Чем больше предприниматель крутится, тем его больше наказывают. Никто не понимает смысла этого налога. Никто не хочет его платить. Все, включая крупнейшие предприятия стараются от него уклониться. Этот налог создал индустрию преступного бизнеса, для тех кто понимает.

5. Таможенное и валютное регулирование


Отмените таможню --  и Россия станет богаче в два раза за два года.
Таможенное законодательство в этой стране было придумано врагами России, которые хотели сделать ее сырьевым придатком всего мира. Закрыть производителей в пределах своего рынка и не выпускать российские товары и услуги за границу. Никакими другими мотивами объяснить их правила невозможно. И, надо отдать должное, они добились своего. Экспортирует Россия только сырье. Все остальное -- невозможно или крайне трудно.
Если вы захотите что-нибудь продать украинском партнеру, китайскому или американскому, то вы должны принести в банк контракт, заполнить паспорт сделки, открыть счет именно в той валюте, потом отчитаться о получении денег за предоставленные услуги или проданный товар. Это страшный геморрой. Именно поэтому идиотов нет. Все торгуют через оффшоры, включая Газпром, Роснефть и т.д. Нигде в мире нет таких идиотских правил. Все страны стимулируют свои компании торговать по всей планете.
Таможня свалила свою работу на частные коммерческие банки. Она заставляет банки стучать на своих клиентов. Это не только аморально, но и антигосударственно, если подумать хорошенько.
Я уже не говорю о том, что ввести комплектующие в Россию, это проще застрелиться. Поэтому россияне успешно создают предприятия в Китае и на Тайване. А в России мобильные телефоны не делают.
Банк должен принимать деньги за товары и услуги со всего мира, во всех валютах, открывая валютные счета или конвертируя деньги в валюту указанного счета автоматически. Предприниматель не должен носить в налоговую извещение об открытии валютного счета. Вообще не должен носить в налоговую никаких извещений об открытии счетов. Ему это не надо. Нигде этого не требуется. Не хотите? ОК, все будут открывать оффшоры.
6. Печать и подпись

Не государство должно решать, как двум купцам оформлять свою сделку, а сами купцы.
В средние века никто не мог подделать печать. Она было слишком высокотехнологична для этого. При современном развитии печатного дела вам любую печать за пять минут отольют на Малой Дерибасовской. Именно поэтому печать на документе ничего не доказывает. И именно поэтому во многих странах они отменены.
Подпись. Подпись Главного Бухгалтера ничего не доказывает. Главнейший-преглавнейший бухгалтер, при всем уважении, всего лишь наемный сотрудник, что директор скажет, то он и подпишет. Никому его подпись не нужна, кроме как во внутренних процедурах компании. На счетах достаточно одной подписи -- подписи человека, который отвечает по обязательствам компании. Т.е. директора, или того, кому доверил директор.
Но и подпись директора не нужна, чтобы заплатить по счету. Если два предпринимателя доверяют другу другу, то им достаточно получить счет по email, без контракта. В бизнесе скорость оборота имеет значение. И не нужны будут сотни тысяч курьеров. Это вообще не касается государства, какие подписи и печати люди ставят на своих обязательствах.  Так работает весь мир -- мелкие платежи (до сотен тысяч долларов) выполняются по счету без печати и подписи. Или по отсканированному контракту, без печатей.
Дебильные требования государства, устаревшие, никому не нужные, делают невозможным многие виды бизнеса, возможные в других странах. Или делают операционные издержки такими большими, что бизнес становится малорентабельным в этой стране и его будут вести в другой.
7. Счета и счета фактуры
Совок в голове -- совок в экономике.
Счет-фактура -- дебильнейший документ, которого нет ни в одной стране мира. Его придумала налоговая, чтобы свалить свою работу по сбору НДС на предприятия. Которые, по задумке авторов, должны стучать друг на друга и на себя. Вред от счетов-фактур на миллиарды.
8. Платежное поручение

Банк нужен не для того чтобы стучать на клиента, а для того чтобы быстро проводить платежи.

Нет ничего отвратительней, чем российская платежка. Неграмотность чиновников, разрозненность контролирующих ведомств, желание свалить свою работу на других, тупой формализм -- все в этой форме.
Чтобы фирма А заплатила фирме Б достаточно написать в приказе своему банкиру следующее. С моего счета на счет № ___ в банке № ____ компании _____ заплати _____ в валюте ____ за _____. Ровно так и выглядит свифтовка, национальные платежки в некоторых странах еще проще.
Все. Никаких ИНН, КПП, городов банка, форм собственности банка. Ничего этого никому не надо. Не надо НДС в платежке. Не надо номеров договоров, счетов и т.д. Нужно в назначении только то писать, что интересно двум контрагентам и необходимо банкам, как операторам. Все остальное -- необоснованные операционные затраты бизнеса. Которые делают Россию неудобной и смешной страной.
9. Налоговая проверка

Налоговый инспектор -- это не злой враг бизнесмена, как думают совецкие служащие, а умный куровод, который выращивает для страны предприятия.
Российская налоговая проверка -- это когда в фирме работает только Ксерокс. С вас требуют все контракты, все платежки, все счета, каждый лист должен быть подписан директором. Тонны бумаги. Потом их сваливают в коридорах налоговой, потому что больше негде. Так делают только идиоты, которые режут своих куриц, несущих яйца.
Как делают не идиоты? Не идиоты не устраивают никаких "плановых проверок" каждый N кварталов или лет, вообще никаких плановых проверок. Российские предприниматели, кстати, имеют поверье, что фирму надо закрывать раз в три года. Чтобы избегать этих проверок.
Проверки устраиваются только если есть нарушение. Например, не сдана вовремя отчетность, не уплачены налоги, подозрительные цифры в отчетах. При этом алгоритм такой. Если налоговый инспектор что-то заподозрил, он пишет письмо, назначает встречу в офисе предприятия, разговаривает. Если его подозрения не развеялись, он подает документы в суд. Суд принимает решение о проверке. Налоговая извещает предприятие, что оно обязано пригласить аудиторскую компанию, которая должна выполнить проверку. Результат нужно предоставить в налоговую.
Вот так. А не иметь аудиторов внутри налоговой. Хорошие аудиторы денег стоят. Пусть их оплачивают сами предприятия. Но и решения о проверках пусть принимают независимые суды. Налоговой, кстати, достаточно одно на город, а может и регион. При этом предприниматели не должны ни разу в жизни там бывать. Все через почту, а лучше через интернет. Ничего в этом сверхсложного нет. Миллионов налоговиков не нужно.
10. Командировочные расходы
Отстаньте уже от командировочных и представительских -- это же копейки.
Командировочное удостоверение совецкого образца -- это туфта. Никому не нужная липа. Норматив расходов на командировки -- это грабеж предприятий. Потому что меньше, чем стоит гостиница заплатить невозможно, меньше чем стоит еда заплатить нельзя. Если госнорматив меньше, то предприятие просто платит из прибыли. Это нечестно -- облагать налогами реальные расходы. Командировочные не так уж и велики. Их вообще не нужно ограничивать. Они должны быть просто декларативными. Подшивка билетиков и проч. это все трата времени и денег, которые никому не нужны, богатства стране не принесут. Просто лишний геморрой, которого у вас не будет в других странах, только в постсовецких и то не во всех.
Неужели предприниматель не может устроить обед в честь начала проекта со своими партнерами? Почему бы просто не позволить указывать некоторые суммы на эти цели без доказательств? Ведь это сложившаяся практика.
11. Трудовые книжки
Трудовое законодательство -- еще одна причина неконкурентоспособности российской экономики.
Трудовые книжки придумал Гитлер. В Германии их отменили, а в демократической России нет. С чего предприниматель должен тратиться на эту туфту, которую никто не читает, которая никому не нужна? Если она нужна государству, то пусть оно и тратится. Пусть работники, которым зачем-то нужна какая-то книжка ходят в райсобесы и регистрируют там свое место работы.
Вообще, трудовая книжка -- это какая-от форма рабства для человека. Например, злобный начальник написал выговор в нее -- пятно на всю жизнь. Или уволил по статье -- не стереть никогда.
С другой стороны, почему предприниматель не может просто уводить нерадивого сотрудника? Почему он должен платить за это несусветный штраф? Ну не хочет он получать его услуги больше и не хочет платить за них. И все тут. Если вам не нравится как ваши строители клеят плитку в ванной, вы же можете их уволить и не платить за не сделанную работу?
Социальная ответственность бизнеса -- это легальная отмазка для грабежа. Все равно ведь человек человека уволит. Но фальшиво. Вот, например, плохо стал работать сотрудник, обнаглел и обленился. И за что ему платить выходное пособие в три зарпллаты? Можно просто подловить на опоздании в 5 минут, объявить выговор и уволить по статье. То же и при сокращении кадров. Можно каждого подловить на нарушении. Ведь сокращение -- это мера против банкротства предприятия, обязательные выплаты ведут к банкротству.

12. Социальные платежи и налоги за граждан

Не должен предприниматель платить за своих сотрудников налогов. Сотрудники сами должны платить эти налоги.  Почему? Во-первых, расходы на расчеты и переводы падают на предприятие, которое вообще не при делах. Государство берет с людей налоги пусть и тратится на их обслуживание. Иначе пусть оплачивает предпринимателям эту работу.
Во-вторых, очень полезно было бы в воспитательных целях гражданам платить все что они заработали. И чтобы они сами шли в налоговую и платили свои налоги и социальные платежи -- медстраховку, пенсионные платежи. Потому что тогда они поймут во сколько им обходится государство. И что такое медицина и пенсия.
Вот простой расчет. Предприниматель платит работнику 100 000 рублей в месяц. Работник с этих денег отдает государству 34 000 рублей за пенсию и лечение. Остается 66 000 рублей. С них он отдает 13% за безопасность, выборы и прочее. Остается 57 420. Дальше он может быть и сам сообразит, что со всех его покупок и платежей государство заберет НДС -- еще 18%. Остается 47 084. Про прочие налоги, например, на природные ресурсы, воду и т.д. тоже может сообразит, допустим это 10%. То есть на себя человек потратит 42 375 рублей, а государство получит 57 624. Вот пусть гражданин про это знает. И за эти денежки чего-нибудь у своих депутатов и попросит. Только отсюда может возникнуть реальное гражданское общество.
Кстати.  Если отказаться от социальных услуг государства и не платить 34% социального налога, а класть эту же сумму в швейцарский банк, то с 20 лет до 60 лет получится сумма  16 320 000 рублей ($544 000). Это без процентов и без капитализации. С процентами и капитализацией сумма увеличится в несколько раз. Так вот, мужчина живет в РФ до 62 лет. Если тратить 2 года эти деньги, то пенсия будет  680 000 рублей в месяц. Если тратить без фанатизма, то будут обеспечены дети. Если же получать госпенсию, то это будет 7 000 рублей ($230), а остаток присвоит государство.  Это к слову о социализме, социальном государстве и справедливости. Наивно думать, что все россияне идиоты. Именно поэтому пенсионная реформа пошла в игнор. Те кто могут покупают недвижимость, в РФ и по всему миру, а кто не могут -- наслаждаются расходами.

13. Корпоративная карта

Невероятно, но факт. В России практически нет корпоративных карт. Никто не покупает и не продает через интернет при помощи карточек, за несколько секунд. Вот, например, вы хотите купить стул в офис. Вам нужен как минимум счет с синей печатью, подписью главного бухгалтера, генерального директора, потом вам надо заплатить по безналу через банк, потом вам надо получить счет-фактуру с печатями и подписями. Иначе не проведете как расходы. Это гвоздь в крышку гроба интернет-торговли, свободной торговли со всем миром, развития удаленных регионов.

14. Интернет-торговля

Россияне, в отличие от людей всей прочей планеты, не могут создать интернет-магазин, в котором корпоративные покупатели со всей планеты будут покупать их программы, музыку, книги и пр.. Для этого им надо открыть оффшор. Странно, неправда ли?
Мог бы еще чего-нибудь написать, но уже и так длинно получилось.

Источник тут.