суббота, 9 апреля 2011 г.

6 типов интернет проектов. Вопрос выбора

Есть крайне много разнородной информации о стартапах. Есть много идеологий, много подходов.

  1. Одни говорят, что нужно продумывать и внимательно просчитывать бизнес-модель, думать как продавать сначала, а потом уже делать. А другие говорят, что нужно просто сделать качественный продукт и этого будет достаточно.
  2. Одни говорят, что нужны инвестиции, а другие говорят что не нужны.
  3. Одни говорят, что нужен предприниматель у руля, а другие говорят что технарь. И так далее и тому подобное.

Мое утверждение состоит в том, что любое огульное утверждение – фигня))) Давайте попробуем разобраться. Вот есть вы, вы может быть в Москве, а может быть в Новосибирске. Может вы умеете продавать идеи инвесторам, а может быть нет. Может быть у вас есть программисты в команде, а может быть нет. Ваша идея, с которой вы носитесь, тоже может быть разная. Все выводы, способы и подходы нужно выбирать исходя из того, что это за идея и кто вы такой. А теперь списком, сначала классифицируем идеи:

  1. Продажа некого решения. Это может быть продажа решений для корпоративного рынка. Это может быть интернет-магазин. Это может быть продажа программного обеспечения для малого бизнеса или для частного использования. В бизнесе, где торгуется товар (предложение, имеющее понятные параметры за понятные деньги), важны только продажи и сам товар. Это не про SaaS. Это может быть торговля инфопродуктами. Важно только то, что есть конкретные деньги, которые платятся один раз и конкретный товар, за который платят. И тут крайне важно именно то, как вы будете продавать. Продавать можно заранее, можно по факту, как угодно. Продукт должен быть красиво упакован, иметь понятное точное УТП и должен хорошо продаваться. Насколько технологичен продукт – не так важно. Чем более он понятен – тем лучше. Здесь НЕВЫГОДНО быть очень инновационным. Потому что за конкретные деньги покупают конкретную ценность. Здесь не нужно быть первым на рынке. Наоборот, здесь нужно и можно воспользоваться проверкой спроса по аналогичным предложениям ваших конкурентов. Людям все равно, у кого покупать понятную вещь. Здесь очень хорошо оглядываться на конкурентов, потому что это позволит достаточно просто спозиционировать ваш продукт. Примеры: KupiVip. Ресурсы здесь достаточно важны. Они нужны на построение системы продаж либо на создание очень хорошего уникального продукта. Вероятность успеха здесь предсказуема. Это можно планировать и анализировать.
  2. Продажа сервиса. Это SaaS, а также любые платные интернет-сервисы. Оплата может быть разовая или длительная, не суть важно, важно, что вы продаете сервис. Здесь точно так же важна понятность. Аналогом в оффлайн бизнесе является такси. Вы покупаете услугу доставки вас из одного места в другое. Люди здесь решают конкретную проблему и задачу. Поэтому SaaS сервис о приведении вашего психофизического состояния к положению коллинеарных кривых нафиг никому не нужен))) Это шутка, но смысл ее в том, что сервис должен быть понятен, основываться на насущной потребности и иметь конкретный спрос. Здесь тоже не нужно быть мега инновационно-непонятным. Не обязательно быть первым. Достаточно иметь очень качественный продукт, направленный на решение насущной задачи. Анализ рынка, спроса и конкурентов важен. Позиционирование важно. Продвижение важно. Ценовая политика важна. Это просчитываемая бизнес-модель. Ресурсы здесь важны с точки зрения создания сервиса. Если он правильно просчитан и правильно создан то вероятность успеха тоже предсказуема. Это можно и нужно планировать и анализировать. Яркий пример – Эльба.
  3. Оказание услуг. Сюда относятся все коучинговые, тренинговые, дизайнерские бизнесы. Это же аутсорсинг разработки. Все бизнесы по оказанию профессиональных услуг. Вы продаете здесь себя, а не услугу или продукт. Яркий пример – господин Лебедев. Здесь имеет значение в основном репутация. Портфолио. Продается имидж. Продается ВОЗМОЖНОСТЬ получения результата, нужного Заказчику. И конкуренция идет по вероятности получения этого самого клевого результата. У кого эта вероятность выше, кто сумел в этом убедить потенциальных клиентов – тот и победитель. Тут нужен конкретный ресурс – пиар и таланты. И все на этом))) Остальное – мелочи жизни.
  4. Создание возможностей. Это вот социальные сети, например. Они дают возможность людям общаться. Они просто создают возможности. Если бы там не было Васи, я бы туда не пришел. То есть здесь нет начальной ценности, пока там никого нет. Например, это все сервисы посреднические, такие как booking.com. Там не было бы много клиентов, если бы не было много отелей. Это сервисы по подбору дешевых авиабилетов. Там не было бы клиентов, если бы не было выбора авиакомпаний. То есть тут главный принцип – это сведение одних с другими. И немножко другие законы. Важно одно – набрать критическую массу пользователей. И больше ничего не важно. Это самый сложный с точки зрения запуска бизнес, но он может не требовать ни больших ресурсов, ни какого-то планирования. Завлечь критическую массу пользователей можно двумя способами – либо завлечь их предварительно (это когда B2C сервисы делают – понятно, что сначала с бизнесом нужно договориться, тупо потому что его меньше по количеству и с ним проще договариваться), либо распиарить хорошо, либо дать некую уникальность (контента, возможностей, неважно). То есть важно придумать как и чем завлечь критическую массу. Или вот ХабраХабр. То же самое. Монетизируется при этом всегда масса.
  5. Уникальные массовые продукты. Это вот например игры в социальных сетях или приложения для мобильных телефонов. Это такой специфический интернет бизнес, вроде бы похож на первый пункт (продажа решений), но есть конкретная большая особенность – полный аутсорсинг продаж за счет платформ доступа к аудитории типа Apple App Store, Facebook или тот же вконтакт. И получается интересная ситуация – в типа бизнеса, где важны только продажи – продажи не важны))) И тут на первый план выходит продукт. И не нужно планировать продажи. И не нужно бизнес-модели. Если ваш продукт понравится, то его будут покупать.
  6. Уникальные массовые возможности. Это подвид “Создание возможностей”. Например, ForSquare. Здесь сама по себе возможность пиарит набор критической массы. Первая ценность – это сама возможность, а наличие дополнительной аудитории – это уже вторая ценность.

Наиболее интересны с точки зрения небольших команд, у которых мало ресурсов, это те виды бизнеса, где важен продукт, а не продажи и где ориентация идет на массовую аудиторию. То есть виды бизнеса, где просто создав один хороший продукт можно получить эффект масштаба. По большей части эти виды бизнеса специфичны именно для Интернета (Consumer). это сочетание пунктов 5 и 6. Итак, каким признакам соответствуют самые выгодные с точки зрения начинающих стартаперов проекты:

  1. Ориентация на массовый потребительский рынок. Это либо просто потребительский интернет сервис, либо сервис для конкретных социальных платформ, либо для мобильных платформ и т.д. То есть тут важно сразу доступ большой аудитории к вашему продукту. Да, это CONSUMER проекты, так называемые.
  2. Уникальность. Выражается эта уникальность не в инновационности технологии или каких-то ценовых условиях, а в КАЧЕСТВЕ и СУТИ продукта. Я знаю только одно слово, которое это передает – ВКУСНОСТЬ. Вот была одна игра ферма ВКОНТАКТЕ, ее заменила другая ферма, потому что она вкуснее и новее. Выраженная уникальность снижает потребность в ресурсах для продвижения, потому что уникальность будет сама ее продвигать. Это может быть рекомбинация каких то возможностей, может быть просто юзабилити и дизайн, может быть просто новая какая то непонятная, но жутко прикольная штуковина)))) Как кому нравится.
  3. Маленькая ресурсоемкость. Проект не должен требовать более чем трех-четырех месяцев на разработку первой версии. Поскольку здесь сложно что либо заранее просчитать, надо быстро пробовать. Поэтому проект должен быть не большой по требуемым ресурсам на запуск, но при этом масштабный с точки зрения потенциальной аудитории.
  4. Больше дела – меньше бизнес планирования. Планировать и придумывать нужно только продукт. На всякие анализы рынков, бизнес-модели и прочие сложные штуковины можно забить. А когда будет продукт – нужно просто встроить его в платформу доступа к аудитории. Либо вкинуть в места тусовки аудитории. Именно вот тут никакие эксперты ничего вам не насоветуют путного, только время потеряете.
  5. Меньше инвестиций, больше энтузиазма. Инвестиции только мешают подобным проектам. Поскольку они маленькие, их реально можно запускать самостоятельно. Вся инфраструктура, которая для этого нужна – легко берется в аренду за мизерную плату.

Самое главное – это важно понимать, что есть разные типы проектов, к ним применимы разные подходы и разные инструменты. Поэтому огульные утверждения, которых кругом полно, надо фильтровать с точки зрения вашей идеи. Подумав надо всем этим я решила, что в нашей Startup Wiki деление будет не только на стадии, но и на типы проектов внутри стадий, потому что невозможно будет дать качественную информацию для определенной стадии, которая подходила бы всем проектам.

Прошу вас дать обратную связь на эту классификацию, насколько это понятно и правильно, может перекомбинировать как-нибудь?

8 комментариев:

  1. Хорошая классификация,
    Можно поменять название 1-го на "Продажа товара", все-таки "решение" воспринимается как более широкое понятие, также очень провокационно 6-е)))
    А так все верно, только массовый рынок позволяет добиться результата.

    ОтветитьУдалить
  2. у меня она уже как то переродилась
    Common Products - обычная торговля
    Common Services - предоставление понятных сервисов
    New Products - уникальные массовые продукты
    New Services - уникальные массовые сервисы

    Основное отличие между Common и New, что Common - это перенос оффлайн бизнеса в онлайн, а New - это специфический интернет бизнес.

    ОтветитьУдалить
  3. "Создание возможностей" - наверняка дословный перевод с английского и поэтому звучит кривовато немного на русском. Я бы уж тогда лучше пользовался термином "matchmaking", тоесть своднические сервисы между двумя и более сторонами ...

    ОтветитьУдалить
  4. Этот текст не переводной)))) но спасибо что вы так подумали))) На самом деле просто другого слова не придумала. Создание возможностей отражает суть, можно конечно посредничество написать, но это не всегда так. В социальных сетях нет посредничества. В общем если придумаете другое слово по русски, буду рада)

    ОтветитьУдалить
  5. Интересно, успеха

    ОтветитьУдалить
  6. Это действительно удивительное сообщение. Некоторые интересные мысли здесь. Спасибо за это сообщение

    ОтветитьУдалить
  7. I appreciate the write and the real insight of the writer on the subject. well done

    ОтветитьУдалить
  8. "Creating Opportunities" - perhaps a literal English translation and, therefore, the Russian is a bit crooked. I svodnicheskie services, such as between two or more parties to make a better term to use in the match





    ОтветитьУдалить