четверг, 28 октября 2010 г.

9 подсказок для тех, кто начал свой бизнес из книжки Rework от 37signals, краткий обзор, по-русски)

Итак, продолжим) Судя по посещениям, всем понравился вчерашний пост). Следующая часть предназначена для тех, кто уже решился и кто только начинает действовать.

  1. Решайте свою проблему. Очень хороший вариант начать свой бизнес - это делать то, что вам нужно самим. Решать ту проблему, которая вас волнует. Когда разрабатывается какой-то продукт или услуга, предназначенная для третьего лица. И по ходу разработки вы вынуждены принимать миллионы решений о нюансах. И если вы не являетесь целевой аудиторией продукта - вы примете неправильные решения. Решайте свою проблему. Ребята из 37signals называют это "Чешите там, где чешется". Если это проблема волнует Вас, велика вероятность, что есть еще люди, которых волнует это же. А главное, что Вам будет легче это продавать, потому что Вы будете в это верить и сможете говорить, что проверяли это сами на практике. Вы влюбляетесь в продукт или решение.
  2. Просто начните что-то делать. ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ. Распространенные фразы на тему, у меня есть идеи, а если бы были деньги для старта, я бы был миллионером, это психология побежденных. Таких людей, которые ходят и страдают - очень много. Важно то, что Вы делаете, а не то, что Вы думаете или планируете. 
  3. Отсутствие времени - это не извинение. Очень многие люди заявляют, что если бы у них было время, то они бы написали книгу, открыли свой бизнес, пошли на еверест и так далее. Но у них нет времени) Это отмазка. Просто надо меньше смотреть телевизор, меньше играть в игрушки, ложиться на час позже. Не на 6 часов. А просто выделить несколько часов в неделю. Этого будет достаточно. Вы ничего не теряете и не рискуете ничем. Просто выделите это время. Не портите свою жизнь отмазками, что отсутствие времени мешает реализоваться Вашей мечте. Всегда будет какая-нибудь фигня. Я болею, сейчас не тот период, у меня на работе проблемы, сейчас я слишком занят и так далее. Это все дешевые отмазки. Не обманывайте себя.
  4. Держитесь за идею. Если Вы начинаете что-то делать, Вы должны верить в свою идею. И неважно, что будут люди, которым она будет не нравится. Она должна нравиться Вам. Вы должны сохранять эту идею, видение, точку зрения все время, постоянно, потому что это и есть Ваш продукт. Например, ребята из 37signals делают софт, который многого НЕ ДЕЛАЕТ и гордятся тем, что их продукты просты. Когда Вы держитесь за свою позицию, принимать решения проще. И людям проще Вас понять, идентифицировать и понять свою позицию и отношение относительно Вас и Вашего предложения. В качестве примера приводится булочная на углу одной из улиц Чикаго, которая закрывается в час дня. Когда их спросили - почему они закрываются так рано, они ответили, что в час дня хлеб уже не такой свежий и они не видят смысла торговать им.
  5. Миссия - это бла-бла-бла. Есть разница между позицией и миссией. Представьте себя в автомойке. Там холодно, грязно, никого нет. И на скрепку прицеплена бумажка "Наша миссия - предоставить исключительный сервис, бла-бла-бла". И что вы думаете в этот момент? Что они считают вас идиотом, потому что это полностью не соответствует реальности. Миссия невыполнима никогда. Позиция - это то, во что ты веришь и чем живешь.
  6. Финансирование и инвестиции - не нужны. Может быть, если вы хотите торговый центр или ресторан, вам и нужны инвестиции. Но очень очень многие компании, особенно в наши дни, не нуждаются в инфраструктурных вложениях. Мы переходим к экономике услуг. Консалтинг, дизайн, разработка ПО, все это не требует особых вложений. Старайтесь избегать внешнего финансирования. Не терять контроль. Вы отвечаете только перед собой. Вы свободны. Вам никто не может указывать. Инвесторы хотят свои деньги обратно через 3-5 лет. Это не те условия, в которых закладываются долгосрочные установки в создании прибыльного и надежного бизнеса. Они просто хотят вывести потом деньги обратно. Да и вообще это расслабляет. Когда вы пользуетесь чужими деньгами - это расхолаживает. Вы тратите чужие деньги, потом идете за ними снова. И каждый раз они отрезают долю от вашей компании. Когда у вас нет доходов - не стоит заключать финансовые сделки. Вместо того, чтобы думать о желаниях потребителей, вы думаете об инвесторах. Кроме того, это все отнимает время, силы и т.д.. Вы тратите их впустую. Вам нужно не так много, как вам кажется.
  7. Вам нужно МЕНЬШЕ, чем кажется. Вам правда нужно 100 сотрудников? Вам правда нужно купить здание или можно просто арендовать или работать дома? Вам правда нужен завод или можно просто заключить контракт на производство. Это бизнес а-ля карте. В наше время можно зааутсорсить абсолютно все, но дело даже не в этом, а аутсорсить то надо? Может поставить 1С и самому начать вести учет? Великие компании постоянно начинают в гараже. И Вы тоже можете.
  8. Начинайте бизнес, а не стартап. Это один из наиболее провокационных моментов книги. Культура стартапов и венчурного финансирования иногда показывает нездоровые проявления. Когда прибыль не важна. Расходы несет кто-то неизвестный природе. Но на самом деле, бизнес подчиняется единым законам. Генерируй прибыль. Если не можешь, значит ты не бизнес. Занимайтесь настоящим бизнесом. Заботьтесь о прибыли с самого начала. Не говорите себе: "это нормально, потому что мы стартап".
  9. Великий или серьезный бизнес не создается для продажи. Вы знакомитесь и сразу думаете, как будете расставаться? Когда Вы создаете бизнес, Вам надо думать о том, как создать классный продукт или услугу, а не о том, как Вы отскочете потом и сколько за это получите. Вам надо фокусироваться на потребителе, а не на покупателе бизнеса. Что потом-то? Пина колада? И сколько Вы сможете вот так ничего не делать? Игроки возвращаются в игру всегда. И обычно, второй их бизнес не так хорош как первый. Если Вам нравится то, что Вы создали, не продавайте его.
Есть в этом что-то настоящее. Вся эта корпоративная пропаганда про инвестиции, акции, поглощения, слияния отдает чем-то искусственным. Но давайте подойдем с другого конца. Финансовые рынки рушатся, акции обесцениваются, деньги дешевеют. В итоге значимым является только то, что создает постоянный деньго поток. Постоянный поток новых денег. То, что генерирует ценность. А это - только реальный бизнес. Деньги в банке никогда не дадут этого. Поэтому помимо того, что создание бизнесов ради продажи - бездушное занятие, оно дает Вам только сиюминутную выгоду.
До следующих встреч))

6 комментариев:

  1. Здорово, все пункты в яблочко.

    ОтветитьУдалить
  2. э-эээ... по п.8: я бы не стал говорить что бизнес и стартапы имеют сходные цели... Формально да, вроде так и есть. Вот только по факту, бизнес создается для того, чтобы заниматься бизнесом. А стартап - для того чтобы заниматься тем, чем хочется за чужой счет как можно дольше. И прибыль здесь (как не странно) - вторична!
    Все остальное так и есть. По п.5 - the BEST! Если в миссию не верит сам владелец бизнеса, то и нет смысла ее вообще писать.

    С уважением, Turkish

    ОтветитьУдалить
  3. Изначально, стартап означает - начало бизнеса) Но со временем, и именно это и пытались сказать авторы (и это совпадает с Вашим мнением), все несколько исказилось и создалась особая культура - стартапы ради стартапов. Манипулирование чужими деньгами. Ну и это как то не очень весело, потому что бросает свою тень и на тех, кто действительно хочет что-то создать.

    ОтветитьУдалить
  4. не соглашусь, что стартап - это только манипулирование деньгами :)))
    Просто не все стартапы коммерчески успешны, только и всего... А аферисты в любой сфере деятельности есть, от этого никто не застрахован.
    Просто я какую мысль хотел донести: в бизнесе первична только прибыль, стремление осчастливить человечество вторично (или этого стремления вообще нет ;). В стартапе, как правило все с точностью до наоборот. :))

    С уважением, Turkish

    ОтветитьУдалить
  5. Ну да, романтиков в этой сфере тоже больше)))

    ОтветитьУдалить
  6. О трудоголизме соображения: http://blog.iterarus.com/2010/10/workaholism/

    ОтветитьУдалить