понедельник, 28 марта 2011 г.

СтартапМММ или рынок в рынке

Вот есть стартапы, есть инвесторы, есть потребители, есть рынок. А есть стартапМММ, которая находится где то между ними. Это такой рынок, на котором делаются деньги из денег. В стартап вкладываются деньги инвестфондами, что поднимает стоимость стартапа само по себе, после чего стартап продается за бОльшие деньги.Хильда-и-пузыри

То есть все вложения осуществляются для того, чтобы поднять стоимость и отбить вложения. Никто уже не рассчитывает на то, что стартап сам по себе будет приносить деньги. В сегодняшней подборке ссылок вы найдете материалы  (например, этот) о том, как надувается новый доткомовский пузырь.

Что можно об этом сказать? Это есть, на этом делаются быстрые деньги. Если вам интересен этот путь – то вперед в Силиконовую долину))) Что будет дальше? да как всегда со всеми пузырями. Он лопнет, кто то потеряет свои деньги, кто то заработает, а останутся на рынке те, у кого есть что то под ногами. Все тот же Брин и Джобс.

А вы как думаете? Лучше быстрая слава и быстрые деньги или чтобы что-то осталось после вас и после выхода из инвестиционной сделки?

пятница, 25 марта 2011 г.

Веселой пятницы всем и творческих выходных)

Маленькая подбадривающая цитата:

«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно − он-то и делает открытие».

Альберт Эйнштейн

четверг, 24 марта 2011 г.

4P, 5P и фигзнаетсколькоP маркетинга технологических проектов

Есть такая известная теория 4P классического маркетинга, которая говорит о том, из каких элементов складывается успех вашего продвижения на рынке. Расшифровываются они как: Product (продумать свой продукт), Price (продумать ценовую политику), Place (место, доставка до потребителя), Promotion (продвижение).

Когда то для конкурентной борьбы было достаточно этих пунктов. Потом мир стал меняться и теперь все пытаются добавить туда пятую P, вариации различные: Personal (основная мысль, что персонал играет ключевую роль), Participations (внимательно выстроить в ряд всех участников торговой цепочки), Permissions (маркетинг по разрешению, это когда пользователю предоставляется возможность самостоятельно разрешить поставлять нужную ему маркетинговую информацию), Positioning (позиционирование продукта относительно конкурентов), People (люди в целом, от персонала до пользователей),Packaging (упаковка крайне важна, кстати, в России плохо это делают). Именно этот пункт считается основным кандидатом в эти самые 5P (точнее чаще всего именно он подразумевается).

Это все хорошо, все этим элементы важны. Но в чем специфика именно технологических проектов? На сегодняшнем современном рынке?

  1. Раньше рынок был достаточно стабилен, теперь это похоже на кардебалет, где все учили разную партию. Мы не знаем, купит ли Apple завтра Visa, или что сделает Google, или кто появится еще на небосклоне.
  2. Раньше экономика быстро росла. Теперь, и особенно после кризиса, растет все гораздо медленнее. Точнее, мы имеем медленно растущую экономику.
  3. Конкуренция постоянно увеличивается, раньше мы имели дело с небольшим списком конкретных конкурентов, а теперь они будут исчисляться тысячами.

И на что в этом смысле должен ориентироваться технологический стартап?

  1. P’s of old marketing. Эти все P должны быть, они должны быть по умолчанию.
  2. Paradox. Парадокс. Определение: явление, противоречащее обычным представлениям, не соответствующее естественным ожиданиям. Инноваторы и стартаперы должны быть мастерами парадокса. Видеть будущее и уделять внимание деталям. Что с этим делать? Парадокс как правило содержит в себе возможность. Ищите парадоксы и используйте содержащиеся в них возможности. Чаще всего парадоксы используются для обеспечения уникального позиционирования. Первый четырехдверный спортивный автомобиль от Нисан. От них же – доступные автомобили Люкс. В ИТ области еще легче это делать. Формулируйте свою уникальность в терминах парадокса.
  3. Perspective. Перспектива. Определение: явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Основная суть здесь в правильной перспективе, то есть в определении того, с чьей точки зрения смотреть. Актуальна только точка зрения потребителя. Какую потребность удовлетворяем и как, отличаясь при этом от конкурентов, мы это делаем? Это должна быть призма, сквозь которую вы смотрите на свой проект.
  4. Paradigm. Парадигма. Шаблон делания вещей. Но самое главное тут это не быть внутри парадигмы, а понимать ее изменения. Например, если раньше для вашего софта было главное умение поддерживать разные аппаратные и программные платформы, то в век SaaS это уже не так важно. Поэтому нужно сразу выяснять правильную парадигму, относительно которой вы создаете продукт и правильно относительно нее позиционироваться, а также извлекать, использовать и пропагандировать преимущества парадигмы.
  5. Persuasion. Влияние на людей, чтобы сподвигнуть их что-то делать или говорить. Влияние складывается из доверия, содержания и участия. По статистике, только 8% людей верят рекламе. Чтобы завоевать доверие нужно время и качество. Но усилия, необходимые для убеждения кого-либо, кто вам доверяет, являются минимальными. Содержание сообщения – это объяснение пользователю ЧТО для него делает или значит этот продукт. Тут важно помнить, что пользователи покупают дырки, а не сверла, решение своих проблем, а не продукт. Facebook – это способ посмотреть с кем живет твой бывший, а не социальная сеть. Для правильного содержания сообщения нужно правильное позиционирование. И это же нужно чтобы добиться участия. Рассказать это самое правильное сообщение нужно целевой аудитории, которой это важно.
  6. Passion. Страсть. Текущая парадигма и изменения в мире говорят о том, что только те продукты выигрывают, в которые вложена душа. Которые делали зажигательные люди. Все компании, где работают люди, для которых работа это только работа, влачат жалкое существование. Даже занудный майкрософт пытается демонстрировать страсть (посмотрите выступления Балмера). Мы идем в мир индивидуальных продуктов. И индивидуальному общению с потребителем нужна эмоциональность.

Крайне занудно, правда?)) Суть на самом деле проста.

То, чего раньше было достаточно, теперь является только входным билетом.

Мы больше не продаем потребителю что-то массово, а выстраиваем индивидуальные отношения (а Apple, например, выстраивает сексуальные отношения).

Обращают внимание только на то, что выбивается из привычного.

Технологии меняют подходы. Телевизионная реклама умерла. Вы можете воздействовать только на тех потребителей, которые вас ищут сами. Вы должны сказать им то, что они хотят услышать и вам должны поверить.

вторник, 22 марта 2011 г.

Ищем мега креативного и супер амбициозного дизайнера

Который способен, хочет попытаться или реально может нарисовать по готовым скетчам интерфейс интернет сервиса, в КОТОРОМ НЕ 1299222319_doktor-haus-7БУДЕТ ТЕКСТА ВООБЩЕ НИКАКОГО.

Денег много не обещаем (адекватно средним расценкам на дизайнера), но Вашу фамилию напишем прямо на главной странице, когда запустимся (хотя нет, не напишем, а аватарку налепим).

Начинать будем с одной первой страницы (а там смотреть, получается или нет).

Пишите на contact at freshle.com с обязательной ссылкой на парочку самых любимых ваших работ.

понедельник, 21 марта 2011 г.

Вот мы и выступили на Codefest 2011

Закончился Codefest, нелегкие были выходные)

Самое прекрасное, что мы вынесли, это знакомство с огромным количеством интересных людей. Славе Панкратову, Саше Орлову, Асхату Уразбаеву, Роману Юфереву и Черноусову Антону (ты зря не пошел на вторую афтепати, нам тебя не хватало) и Андрею из Томска посткодфестный привет!

Наш доклад можно посмотреть ниже, как только будет видео (по крайней мере его пытались записать), я выложу.

Что не получилось – было очень мало времени, прямо накануне мы почти в два раза урезали презентацию. Из за этого она получилась менее конкретной, но невозможно такую тему впихнуть в 10-15 минут. Еще мы выступали самые первые на втором дне после первой афтепати))) Очень боялись, что в зале вообще никого не будет. Однако он был практически полон. Ну и, конечно, готовясь накануне уже поздно вечером мы допустили несколько очепяток))) О чем нам не забыли сказать человек двадцать)))

Радовало то, что наше выступление вызвало множество вопросов, народу тема крайне интересна, да и потом весь день подходили люди, у меня аж визитки закончились.

К презентации мы подготовили список полезных ссылок с книжками и инструментами для начинающего стартапера, он будет отправлен подписавшимся до завтра 9-00 мск (12-00 нск) на freshle.com.

Там мы объявили о том, что мы открываем в апреле FRESHLE – реинкарнацию моего блога (его скоро тут не будет, только трансляция) в информационно-образовательный ресурс для тех, кто хочет запустить свой стартап. Подписка открыта, вы можете стать первыми, кто получит доступ к подготавливаемым материалам – записывайтесь!

среда, 16 марта 2011 г.

пятница, 11 марта 2011 г.

Инфографика о запуске стартапов. Eng version

Понимаете, почему мне нравится инфографика?) Невозможно придумать более эффективного способа изложения такой тонны информации. Кликайте, увеличивайте и изучайте)

blueprint

среда, 9 марта 2011 г.

Инструментарий стартапера. Инфографика

Стала я немножко увлекаться инфографикой, крайне полезный инструмент для презентации мысли и материала. Планирую создать какой-нибудь шаблон для представления Executive Summary в виде инфографики. Подозреваю, что таким образом можно изложить материал гораздо проще и нагляднее, чем в обычной презентации.

А пока вот вам обычная презентация об инфографике с кратким введением в тему. И кстати, обратите внимание на собранные ссылки баз данных статистики, которые можно использовать для своих анализов рынка и на инструментарий визуализации данных – различные сервисы и тулы, позволяющие создавать красивые графики, чарты, карты и пр.

пятница, 4 марта 2011 г.

Юмор из курилки про СУБД

Это не проф мнение, оно не претендует нигде на истину, но в качестве стеба:

  • если ты умный и богатый, то Oracle твое все;
  • если ты умный и бедный, то Postgre твое все;
  • если ты глупый и бедный, то MySQL твое все;
  • если ты глупый и богатый, то MSSQL твое все.

Все сегменты рынка охвачены своим предложением))

четверг, 3 марта 2011 г.

Facebook, доткомы и спится ли Цукербергу спокойно)

Очень интересное мнение о том, что Facebook – это только пиар, а вовсе не “самая успешная компания в мире” выложено тут. Со своей стороны могу заметить, что действительно, несмотря на гораздо более симпатичную внешность, Сергей Брин, в отличие от Цукерберга, почему то не светится в каждом таблоиде… Работает, наверное)))

Краткая цитата по поводу текущей оценки стоимости компании Facebook:

….нельзя не заметить, что Facebook оценивается в 25 (!) годовых доходов. Это в то время как аналогичный показатель у Google — приблизительно 9, у Amazon — в районе 2, у Netflix — 5. Притом что эти компании, если можно так сказать, проверены временем и имеют понятную бизнес-модель, не говоря уже о том, что их «товару» можно дать хоть какое-то неабстрактное определение. Посмотрим на реальный сектор, на компании, которые производят что-то, кроме пиара, — что-то, что можно пощупать, на чем можно переместиться из одной точки в другую, чем можно почистить зубы, наконец: у Boeing — меньше единицы, у Ford — намного ниже единицы, у Procter & Gamble Co — 2,5. Нет, я все понимаю: структура затрат, леверидж, тип товара, обновляемость, насыщение рынка и продуктовая линейка. Но давайте пошире окинем взглядом поле брани: вам это ничего не напоминает? Мне напоминает. Доткомовский пузырь, который, как известно, лопнул. И по той же причине — игнорирование очевидного….

А вот и раскладка кто владеет Facebook: закрытая тусовка не очень понятных людей))

who-owns-facebook

вторник, 1 марта 2011 г.

Способы сегментации потребителей от Ris Ventures

Простой перечень возможных способов сегментации. Полезно представлять себе, а что вообще бывает, для расширения кругозора)) По факту, для отдельного проекта можно определять сегменты, можно не определять, если вы вообще не понимаете свою целевую аудиторию, а можно попытаться посмотреть с разных точек зрения. Вообще, думать о своей ЦА полезно, как бы ни пренебрегали эти ИТ специалисты. Но, конечно, придавать ей мега значение тоже нельзя, потому что иначе это уйдет в методики развитого рынка, вместо нового рынка. Подходить к сегментации надо как к проектированию. Итак, возможные подходы:

  1. Готовность купить (отстранен – знает – смотрит – пробует – балдеет)
  2. По типу потребителя: B2B / B2C
  3. По типу воронки: розница / корпоративный рынок
  4. Социальные и демографические характеристики (B2B – company size, industry, geo, # ees, # office locations, etc), (B2C – gender, age, etc).
  5. Психографика: разделения по тому, что толкает на покупку (action драйверы)
  6. По активности движения в воронке: RFM/RFD (Как быстро принимается решение о покупке, Как часто совершается покупка, сколько денег тратится) 
  7. По использованию (а что они используют сейчас?)
  8. По маркетинговому каналу (откуда привлекается аудитория)
  9. По месту покупки
  10. По ролям в процессе покупки (влияет, рекомендует, покупает)

Предлагается подумать, а для каких проектов подходят те или иные виды сегментации?