понедельник, 28 февраля 2011 г.

Готовимся к Codefest, часть 1, можно ли начать стартап прямо сейчас?

Наша презентация будет охватывать несколько ключевых вопросов, которые возникают у начинающих стартаперов и ответы на которые неочевидны и сложно почерпнуть ответ на них в обычных источниках информации. Я буду кратко озвучивать свое мнение по этим вопросам, очень надеюсь на ваш фидбек, чтобы презентация получилась интересной.

Первый вопрос звучит так: Можете ли вы начать свой стартап прямо сейчас?for_rectangle5120

Как правило, в голове любого начинающего или собирающегося начать предпринимателя висит множество шоустопперов.

- сейчас поднакоплю денег и потом…

- сейчас квартиру куплю и потом…

- сейчас я еще поучусь и потом… и т.д.

Я искренне считаю, что при наличии достаточной самомотивации никаких НАСТОЯЩИХ стопоров быть не может. Все мы обладаем хотя бы часом-двумя свободного времени в сутки, хотя бы парой тройкой тысяч рублей, которые можно выдернуть без глобальной дырки в семейном бюджете и т.д. Ресурсы есть у всех. Далеко не всем хватает способностей в постановке целей и способностью к самомотивации. Есть такая поговорка “Если женщина что-то хочет, ей надо это обязательно дать, а то он сама возьмет”. Так же и тут. Достаточно просто посильнее захотеть. С этим захотеть есть одна глобальная проблема – отсутствие опыта нужных побед. Предвкушения. Сложно замотивировать себя на неизвестность. Но чем больше вы будете думать над тем, а как все это могло бы быть, тем ближе вы к началу.

Итак, главное: нет ни одной веской причины, чтобы не начать ПРЯМО СЕГОДНЯ.

Все остальные причины – выдуманные и являются обманкой вашего сознания.

суббота, 26 февраля 2011 г.

Выступаем на Codefest.ru

В конце марта будем выступать с докладом – мини мастер классом на конференции разработчиков в Новосибирске. Тема - “Запуск стартапов, Lifehacks&Tips”))

Постараемся быть немножко провокационными и может быть это поможет кому то начать свой собственный стартап) Во всяком случае будем надеяться на это)

среда, 23 февраля 2011 г.

Bootstrapping – снижение потребностей в инвестициях или тупо экономим, товарищи!

 

photofile-1-vi

На Западе в сленге стартапов есть специальный термин для обозначения экономного запуска стартапов. Это когда у вас есть очень мало денег (читай – свои, а не инвестиционные), еще ничего нет и не хочется отдавать 90% инвестору. К тому же найти инвестора, когда ничего нет, достаточно сложно. В общем, проблема распространенная и бутстреппинг приветствуется всеми. Возник он, вроде бы, после периода доткомов, когда все поняли, что прожигаются слишком рискованные деньги. С тех пор совсем не все стартаперы покупают себе до старта проекта большое кожаное кресло на полученные инвестиции))))

В общем, я перечислю несколько вещей, которые стоит иметь ввиду в этой части:

  1. На Западе есть понятие совет директоров. У нас его нет. Но по сути – это некие попечители. У нас ни культуры, ни традиций, поэтому вам нужно видоизменять этот пункт – побольше обсуждать проект, слушать и просить помощи у “старших товарищей” – то есть всех людей, чье мнение вы уважаете и у кого могут быть полезные вам связи или мысли.
  2. Не стесняйтесь рассказывать о своей идее. Подавайтесь на бесплатные конкурсы, общайтесь с экспертами, получайте обратную связь.
  3. Запускайте бизнес, который быстро будет возвращать деньги. Выбирайте из этого расчета бизнес модель и стратегию.
  4. Проверяйте свою идею на обратной связи. Лучше быстро понять, что она не интересна никому, чем носиться с ней как курица с яйцом. Для этого можно проводить опросы, можно делать лендинг исследования (я о них потом подробнее напишу), просто совершить не менее 30 звонков потенциальным клиентам.

Это некоторые общие советы. А теперь немножко действий)

  1. Стратегия. Заставьте себя сесть за планирование. Оно нужно для организации мозга)) ЗАПИСЫВАЙТЕ ее. Когда записываешь – видно нелогичности, видно натянутости и т.д. Рынок, что сейчас там не так, как вы в него вольетесь, как привлечете внимание пользователей и т.д. Инструменты – Mind Map, docs, presentation.
  2. Мокапы. Нарисуйте свою систему. Тут ваша задача – простота и понятность. До тех пор, пока, пока это не кажется простым и понятным – итерируйтесь.
  3. Совет директоров или просто советчики. Просто ищите взрослых профессионалов, которым будет весело вам помогать.
  4. Малообязывающий капитал. Есть средства, которые можно получить путем простого нетфоркинга. Всякие программы, конкурсы, фонды поддержки предпринимательства и прочее. Ну вот для примера. 70-100 тысяч в Новосибирске можно получить просто если ты образовываешь ИП и у тебя есть бизнес план. На WebReady мне дали 100 000 рублей и кучу полезных плюшек в виде ноутбука, модема, CMS, сертификата на обучение, бесплатный хостинг. Не так уж мало, даже если учитывать затраты на мою поездку из Новосибирска.
  5. Продумывание стратегии выхода. Это нужно для поиска инвестиций – вы должны понимать, как будете возвращать деньги. Очень часто стартаперы воспринимают инвестиции, как финансирование на добровольных началах. А это просто долг, который надо вернуть.
  6. Использование инкубаторов. На западе инкубаторы имеют в том числе значение фильтров для инвесторов, то есть стартап из инкубатора выглядит более предпочтительным. У нас это смысла не имеет, так как инкубаторы – это часто, за немногими исключениями,  дешевая аренда помещения и способ отмывания денег. Но как дешевая аренда, дешевый бухгалтер и дешевый юрист это имеет право на жизнь.
  7. Общайтесь с прессой. Нет ничего сложного или плохого в пресс релизах. Например, когда мы запускали доставку, простой рассылки пресс релиза оказалось достаточно, чтобы о нас появилась заметка в местной газете. Если говорить о больших масштабах, то обратите внимание, что у всех западных стартапов на ПЕРВОЙ странице стоят логотипы изданий, в которых их освещали. Что для этого можно делать? Организовать какое нибудь мероприятие совместно с кем нибудь, просто заинтересовать журналиста, попытаться сделать его работу легче и интереснее.
  8. Если вашими личными услугами можно торговать – делайте это. Меняйте то, что умеете делать, на услуги других людей. Например, дизайн визиток для кого то в обмен на печать собственных. И т.д. Бартер – одна из самых распространенных тем бутстреппинга и мы постараемся предоставить для этого удобный инструмент на freshle.com.

Кратко так)) В принципе ничего тут сверхъестественного, все очевидно. В целом бутстреппинг – это наука о стартапах без первоначального капитала. Единственным капиталом может быть зарплата. На самом деле – на зарплате можно сделать очень многое, как показывает практика. Главное – это ваша личная мотивация и активность. И слом догмы о том, что без первоначального капитала невозможно создать бизнес. Возможно)

пятница, 18 февраля 2011 г.

Немного теоретических стратегий стартапов

После идеи и команды самым важным является стратегия запуска. Под стратегией понимается порядок действий от момента начала работы до запуска и достижения успеха.

В первую очередь вы выбираете на каком рынке будете работать. Ключевое слово – выбираете. Рынки можно условно поделить на ранний рынок (новое устройство, инновация), ресегментированный рынок (то же, что есть на рынке – только по другому) и развитый рынок (уже все есть, но у вас проще или дешевле). Путем позиционирования продукта зачастую Вы сами определяете, на каком рынке окажетесь. То есть можно выйти на рынок мобильных устройств как принципиально другое новое устройство или как мобильник без экрана или как просто мобильник с кучей функций. Ваше позиционирование относительно рынка по сути и есть ваш рынок.

Во вторую очередь на стратегию влияет ценовая категория вашего продукта: дешевый он, средний или дорогой. Аналогия со StartinGarage – еда, мобильники и кухня. Люди по разному воспринимают продукты разных ценовых категорий и ждут от них разных вещей. imageНапример, простые и дешевые продукты – всегда понятны людям. Их просто покупают. В среднем ценовом сегменте люди принимают решения чаще на основе сравнений. А в высоком ценовом сегменте люди начинают покупать что-то нематериальное (мечту о здоровье, например)

Ну а третье – это целевая аудитория стартапа. Это, например, Enterprise, SMB, Consumer startup.

Эти три параметра определяют выбор стратегии. В следующих выпусках обсудим эти стратегии более подробно, пока прикладываю общую картинку. Под болтовней на ней подразумевается то, что продажи идут раньше разработок, поэтому презентация тут важнее, чем продукт.

четверг, 17 февраля 2011 г.

Как делать клоны западных проектов правильно

Многие люди считают, что делать клоны западных проектов не круто и не этично. Сегодня мы поговорим о вариантахcopycat, когда клоны делаются правильно. Многие западные проекты имеют западную же специфику и требуют серьезной адаптации к российской действительности. И именно те клоны, которые учитывают эту действительность, становятся самоценными. Решать вопросы этичности можно очень просто, но почему то этого не делает почти никто.

Итак, основной посыл состоит в том, что стоит обратиться к исходнику – к компании, клон которой вы собираетесь сделать и вполне возможно, что вы сможете получить и движок, и лицензию и всю необходимую экспертизу. Западным проектам российский рынок не очень интересен, так как он достаточно мал и многовато специфики. Поэтому часто они позитивно относятся к тому, чтобы помочь кому то другому выйти на российский рынок с их проектом.

Помимо того, что это, слава богу, абсолютно легально и этично, можно получить следующие плюсы:

  1. Лицензия или партнерство
  2. Упаковка с консультантом по стратегии
  3. Знание бизнес процессов

Что с этим нужно делать?

  1. Провести исследование отличий глобального рынка от российского
  2. Делать нужно очень быстро, потому что пока ты, весь в белом плаще, делаешь правильный клон – вокруг появится куча конкурентов 
  3. Надо учитывать, что каналы привода трафика почти никогда не копируются
  4. Финанасовые схемы тоже почти всегда переделываются
  5. Но зато целевая аудитория часто похожа

Итого важны три вещи – трафик и каналы, скорость реализации, партнеры из оригинала. Кратко так)

суббота, 12 февраля 2011 г.

Создание оффшора для интернет бизнеса

В рамках одного из наших проектов нам нужно вести бизнес с компаниями на территории США (пользоваться их услугами).
Да и вообще чтобы вести международный интернет бизнес нужна компания за рубежом, из России это делать просто нереально.
Поэтому прикладываю некоторую полезную информацию для определения юрисдикции. Здесь неполная информация, в зависимости от типа бизнеса стоит рассмотреть еще Сингапур и Гонконг, но тем не менее, и эта информация может кому то оказаться полезной.