вторник, 31 августа 2010 г.

Вызывать доверие и быть агрессивно-уверенным - залог успеха elevator pitch

В стартапах очень высок процесс неудач. Неудачи в поиске инвестора. Неудачи в первых продажах. Очень много. Достаточно для того, чтобы выживали лишь немногие. Большинство же этих неудач - следствия одной единственной вещи - недостаточной убедительности первой презентации.
Это чисто психологическая вещь.
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему в школе или университете люди с примерно одним и тем же уровнем знаний получают разные оценки? Вообще это замечали? Но это так. Одни люди получают зарплату больше чем другие при равных компетенциях. У одних получается - у других нет при прочих равных. Различий много (от красоты до известных родителей), но есть еще одно - умение презентовать.
Я вспоминаю институт. В моей группе было очень много умных ребят. Самая большая концентрация умников на факультете, а может быть и на многих факультетах. Оглядываясь назад, я понимаю, что я не училась лучше других и не была умнее других и не знала каких-то вещей, которые знали они. Но у меня было больше всех публикаций и выступления на разных конференциях, потому что я не стеснялась быть уверенной в себе.
Когда Вы разговариваете с инвестором - не надо стесняться быть уверенным в себе. Не надо вообще стесняться. Чем свободнее Вы будете себя чувствовать, тем больше это вызовет доверия. Чем активнее - тем более внимательно Вас выслушают. Я знаю, что это все легко только на словах, но предлагаю воспользоваться следующими замечаниями для формирования нужной установки:

  1. Если Вы дошли до этого момента, то есть уже придумали классную идею и видите, во что все это можно превратить, ВЫ УЖЕ ЧЕГО-ТО ДОСТИГЛИ. Вы уже чего-то стоите. Вы уверены в своей идее? Гордитесь собой, ведь это Вы придумали.
  2. Ваш собеседник слишком богат, высокомерен и вообще вызывает ужас? Не надо представлять его голым))) Просто подумайте о том, что если Вы друг другу не понравитесь и у Вас не возникнет взаимопонимания - не факт, что Вам вообще нужен такой инвестор. У общения всегда две стороны. Инвестор, которого Вы примете в свой проект только из-за денег, не обращая внимания на то, что он отвратительная сволочь, уничтожит Ваш бизнес. А вообще, инвесторы тоже люди) Вы просто рассказываете человеку о своем любимом детище. Да, у Вас мало времени, рассказать нужно быстро, но рассказать нужно скорее как человек-человеку, а не как предприниматель-инвестору, при этом не скрывая своего личного отношения и профессионализма. Представьте, что Вы рассказываете это родственнику. Вы хотите, чтобы он Вами восхитился. Вот это примерно и есть нужный настрой. 
  3. Уверенность подкрепляется фактами. Очень легко чувствовать себя уверенным, когда Вы ориентируетесь в рынке и вопросе. Здесь есть два нюанса - не жалейте сил и времени на свое предпринимательское образование, чтобы не выглядеть идиотом, когда Вам зададут вопрос с загадочными буквами ИРР. И не жалейте сил и времени, чтобы разобраться досконально в рынке Вашего стартапа. Ориентирование в рынке определяется очень просто - Вы уже просто помните цифры (без специального заучивания). По крайней мере это актуально для таких людей как я, которые не страдают катастрофическим запоминанием всех цифр, попадающих в поле зрения.
  4. Если Вы способны говорить только заученный наизусть текст, написанный когда-то исключительно деловым языком - пойдите сожгите себя))) Речь любой презентации должна быть живой. Нет ничего более отвратительного, чем чтение вслух. Даже с выражением. Проверка - в вашей речи ДОЛЖНЫ присутствовать хотя бы несколько чисто речевых оборотов. И пара проверенных на других людях шуток или хотя бы намеков на нее. 
  5. Мимика и жесты. Минимальное, что Вы можете сделать для своего стартапа - это репетиция перед зеркалом. Мимика должна быть. Жесты должны быть. Они должны быть свободными. Зажатый человек - неуверенный в себе человек. Представьте, что за той стороной зеркала - Ваш туповатый знакомый. Он Вам нравится, но Вы давно с ним общаетесь и знаете, что до него туго доходит. И Вы уверены, что ему очень понравится Ваша идея, как только она до него дойдет. Но у Вас маловато времени. Вот и попытайтесь ему объяснить. В зеркало. В конце концов, запишите себя на камеру)
  6. Меньше цифр - больше сравнений. Очень немногими людьми цифры хорошо воспринимаются на слух. Они не привязаны ни к чему. Чтобы внедрить Вашу идею в сознание - ее нужно окружить ассоциациями. "Такие же обороты были по результатам года работы у проекта Groupon", "Это можно сравнить с объемом рынка недвижимости". Конечно, идеальные сравнения - из области компетенции Вашего собеседника. Но общечеловеческие тоже пойдут.
  7. Не надо мямлить. Надо делать паузы и акценты, но они должны быть активными. Вы должны быть активным. Даже слегка агрессивным. Но обаятельным) 
  8. И последнее - просто скажите себе "это же офигенная вещь, черт возьми". Именно с таким настроением стоит проводить презентации. Особенно, если это действительно офигенная вещь))

понедельник, 30 августа 2010 г.

Законы простоты в high-tech. Часть 1. Сокращение

Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще. (Альберт Эйнштейн)
Очень часто, в Интернет-стартапах простота и удобство декларируются как конкурентное преимущество. Мы постараемся разобраться, из чего все-таки складывается эта самая простота. Опираться я буду на работы Джона Маэды, профессора MIT.
Итак, представьте себе свой проект и постарайтесь применить к нему принципы, изложенные в этом и последующих постах.
Самый первый и важный закон - это сокращение. Первоначально, когда сервис придумывается и в голове царит идея, он очень быстро обрастает подробностями, возможностями развития, дополнительным функционалом и так далее и тому подобное. Представлять свой сервис через 3-5 лет хорошо и полезно для формирования видения и разработки стратегии. Но, начиная разрабатывать первую версию, крайне полезно упростить все, что Вы напридумывали. Это закон сокращения.

  1. Убрать все ненужное. Чтобы понять, что является ненужным, попытайтесь убрать вообще все. Пробуйте по очереди каждую функцию и старайтесь оставить только то, без чего сервис вообще теряет свою основу и смысл. Все, что вызывает сомнения - является ненужным однозначно. Создавая продукт с множеством функций - Вы создаете все для всех и ничего для всех одновременно. На рынке есть множество примеров продуктов, которые умели делать великое множество вещей, большинство из них были неудачными. С точки зрения маркетинга это объясняется просто. Люди покупают Ваш продукт из-за вполне определенной целевой функции и они должны сразу понять, что именно это и является Вашей центральной задачей. Именно это Вы и предлагаете. При этом Вы избавляете людей от ужаса от чрезмерной сложности продукта. Это же и касается размеров. Именно из-за этого закона все стремятся к миниатюризации продукта. Маленькие и компактные вещи вызывают меньше страха и сомнений, а когда обнаруживается, что они умеют многое, это вызывает восхищение.
  2. Скрыть оставшееся. Замечали как на телевизорах закрывают панелькой множество кнопок? Или на пультах делают откидывающуюся крышешчку? Это и есть маскировка. Функции, которые необходимы, но используются не постоянно, надо маскировать. Это снимает напряжение от сложности, но вызывает удовлетворение от того, что функции все -таки есть, когда они понадобятся. Например, mp3 плееры. Там всего несколько кнопок, при этом меню и возможности гораздо обширнее, и ко всем ним можно получить доступ с помощью небольшого количества кнопок. В отношении программного обеспечения это делается с помощью выпадающих меню (дополнительные опции), которые появляются только тогда, когда пользователю это необходимо.
  3. Воплощение (сохранение качества). Сколько бы Вы не убирали функций и сколько бы не сокращали, Вы должны сохранить ощущение качества продукта. Это может быть сделано с помощью пиара, материалов (например, благодаря зеркальной поверхности iPod он кажется парящим в воздухе), функций и т.д. Качество пиарят по разному. Верту с помощью бриллиантов, что то другие с помощью титанового покрытия, а что можно сделать с софтом? Рекомендации, статьи, публикации, отзывы, а также, конечно, функционал. Вы должны сосредоточиться на том, чтобы центральная функция ПО была выполнена на самом высоком уровне. Если не можете создать качество, создайте его ощущение (от пиара до дизайна и юзабилити, все может идти в ход).
Итак, таковы первые советы: сокращай, маскируй, воплощай. Убрать все ненужное и оставить необходимое, сделав из него мега-вещь либо по факту, либо по ощущениям.

четверг, 26 августа 2010 г.

Цитата от Ron Conway (инвестор Google и Paypal ранних стадий)

На конференции для бизнес-ангелов он сказал потрясную фразу: "Идите и ищите предпринимателей, которые Вам понравятся. Мы инвестируем в людей, а не в идеи. Как только найдете предпринимателя, который Вам понравится и Вы поверите в него, выписывайте чек. Просто сделайте это."

Параллельные миры. Internet и реальный мир, много ли пересечений?

Как показывает практика, наиболее успешными и монетизируемыми проектами в Интернете являются либо те, которые либо очень хорошо ложатся на человеческую психику (facebook, twitter, игры), либо очень плотно связаны с оффлайном (groupon, ebay, amazon). В связи с этим, если оглядывать все многообразие происходящего в ИТ-сфере, возникает ощущение некоторого когнитивного диссонанса, разрыва. Самоценность технологий для очень многих стартаперов от ИТ создает проекты, которые функционируют в отрыве от реальности. 30

Сегодня на одном техническом блоге с соответствующей аудиторией читала рассуждения о том, что пора запретить терминалы оплаты и пусть все платят через Интернет. А между тем около 40% плательщиков используют именно терминалы. Еще столько же используют кассы и только какой то несущественный процент пользуется карточками и прочими онлайн инструментами. А вопросы звучали простые – да зачем они нужны то? Вот такой вот разрыв.

Может быть (и даже скорее всего) я скажу очень банальную вещь, но для любого предпринимателя важен кругозор, широкий взгляд на вещи (отличный был комментарий на эту тему на Хабре вчера). Любой, в том числе Интернет-предприниматель, должен интересоваться происходящим вокруг, чтобы понимать рынок, понимать потребности людей, выстраивать новые схемы на основе существующих, не изобретая бесполезных или оторванных от жизни вещей. Тут можно завести для себя простых два правила:
  1. Возникла мысль – начинай гуглить. На русском, а самое главное, на английском. По прямым и косвенным запросам. Найдешь уйму интересного. Это даже весело, насколько часто пренебрегают такой простой вещью.
  2. Мысль подтвердилась – пойди поговори с кем-нибудь НЕ ИЗ СВОЕГО КРУГА об этом. Это такая обманка, оригинальное технологическое решение найдет уйму поклонников в узкой среде и может не найти не одного за ее пределами. Сегодня за обедом общалась про SaaS с главным инженером одной ИТшной компании. ОН НЕ СЛЫШАЛ ЭТОГО СЛОВА ВООБЩЕ! При том, что он занимается разработкой и эксплуатацией тяжелых биллинговых систем, то есть имеет к софту непосредственное отношение. Когда я ему кратко обрисовала концепт, он сказал, что критичным тут является только одно – недоверие и вопросы безопасности. И тут же натолкнул на страшную вещь – если в SaaS системе, например, управления персоналом или бухгалтерии идет обработка персональных данных, а она вообще то идет, то там возникают дикие законодательные пляски по соблюдению требований к их обработке. То есть это как бы очевидно и я сама об этом достаточно много знаю, но мне просто не приходило это в голову! Вот она, сила зашоренности. И вот она, польза общения.
  3. Подписывайся не только на ИТ новости. Читать что-нибудь из бизнесовых новостей тоже очень полезно))
Закрывать глаза на все, кроме самого интересного, могут себе позволить только изобретатели, писатели и художники. Но большинство из них не получают прижизненного признания.

среда, 25 августа 2010 г.

MySpace обзаведется своим а-ля Google Wave

Был такой сервис Threadbox (его остановили месяц назад, так что посмотреть не удастся), что то вроде помеси между Buzz и Wave, только standalone. Так вот, они завершили сделку по продаже себя MySpace.
Это еще одно подтверждение гомогенезации крупных игроков. Они все стремятся стать похожими друг на друга и докупают то, чего у них не хватает.

вторник, 24 августа 2010 г.

Наша первая радио-реклама

Вот и мы, почти как взрослые, решили запустить радио-рекламу Гарсона) Очень долго мучались со сценарием. Хотели продвинуть доставку для веселой компании, дать провокацию, чтобы запомнили, ну и рассказать о нас.
Вот что получилось:

понедельник, 23 августа 2010 г.

Проблемы и недостатки SaaS

Всех несколько удивляет, почему рынок SaaS развивается медленно. Меня же удивляет, почему при этом не называют очевидных причин. В различных источниках называется несколько причин слабой скорости развития SaaS:
 - жесткие требования к качеству и бесперебойности канала связи;
 - ограниченность функционала ввиду особенностей браузеров. В настоящее время все еще невозможно создать веб-сервис с функционалом, аналогичным оффлайн-приложениям;
 - недостаточная скорость работы;
 - консерватизм и недоверие пользователей к обрабатываемой "неизвестно где" конфиденциальной информации.

Это все, конечно, хорошо и правильно, НО: первые три технических вопроса решатся со временем, поскольку прогресс не остановить. На мой взгляд, однако, это не решит проблему развития, поскольку проблемы кроются не там. Все эти недостатки - технические. Такое впечатление, что разработчики SaaS - это восторженные ИТ специалисты, которым сам принцип онлайн предоставления функционала важнее рыночных реалий.
Давайте поставим себя на место какой-нибудь компании, потенциального клиента. Что будет важно на самом деле? Я сейчас отвечу как человек, который в нескольких компаниях отвечал за корпоративную автоматизацию:

  1. Лоскутность. SaaS в текущем виде пропагандирует отвратительную и чреватую огромным количеством проблем "лоскутную" автоматизацию. Вот тут возьмите ПО для своей основной деятельности, вот тут для документооборота, бухгалтерию поставьте оффлайн (1С), а вот тут мы предлагаем Вам прекрасный SaaS сервис. Все это не взаимосвязано и не позволяет никоим образом ни сократить издержки на ИТ, а в дополнение создает издержки на организацию взаимодействия и совместной работы всех этих кусков.
  2. Негибкость функционала. Любое корпоративное ПО тюнингуемо. Значительно. Под особенности. Потому что те, кто продают корпоративное ПО знают, что каждый бизнес считает себя уникальным. И возможность поддержать эту уникальность - это конкурентное преимущество. Вспомните все про популярность 1С и послушайте ее пользователей. Все они твердят как мантру одно - в ней можно сделать все, что угодно. Возможность заказной разработки, возможность кастомизации и прочее и прочее. SaaS разработчики почти начисто игнорируют эту потребность.
  3. Вопросы безопасности. Понимая и зная страхи пользователей, SaaS сервисы игнорируют эти страхи и не предлагают решений. Если уж Вы хотите дать людям ощущение безопасности, создайте опцию резервного копирования данных для заказчика. На его жесткий диск. В открытом формате. Чтобы даже если вся Ваша компания завтра взорвется, у пользователя останутся данные, которые он сможет загрузить в другую систему. Один производитель банковского ПО в условиях лицензии предоставляет компаниям-покупателям права на получение исходного кода программного обеспечения, которое хранится в специальных хранилищах за рубежом, и переходит компании в случае, если что-либо случается с компанией разработчиком.
  4. Невнятный маркетинг. Меня вообще удивляет эта позиция: вот Вам прекрасный SaaS сервис для управления персоналом. И ЧТО? Что делать компании с этой прекрасной системой? У нее еще дофига задач. Почему считают нормальной стратегией предоставления в качестве SaaS сервиса маленького кусочка от необходимого? Производители SaaS берут наиболее распространенные задачи, которые вроде как есть у всех и их автоматизируют. А то, что отдельно решенная эта задача НИЧЕГО не значит для конечного потребителя, их совершенно не волнует. Это классический подход ИТ-стартапов, которые начисто игнорируют потребителя и рассказывают о том, как прекрасна их система управления задачами. А кому она нужна то? В имеющемся контексте и при имеющихся ограничениях - почти никому. Только таким же гикам. Вот представьте себе, что Вам нужно сварить борщ. Вы покупаете картошку, морковку, мясо и ВЫ ИМЕЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ их порезать и смешать. А вот теперь представляем предложение SaaS: уникальная картошка! самая картошечная картошка в мире! уже почищенная! в прекрасной упаковки! (но никто не говорит о том, что ее нельзя использовать для приготовления борща, потому что из упаковки она не достается).... А теперь внимание вопрос: Почему же никто не продает борщ?

пятница, 20 августа 2010 г.

8 вещей, которые должен знать стартапер

Я кратко излагаю мысли, которые недавно опубликовал Don Rainey, один из партнеров Grotech Ventures (Силиконовая долина). 
Это 8 вещей, которые он бы хотел знать, начиная свой первый стартап. Я излагаю это не в прямом переводе, а в адаптированном, своим языком, так сказать. Итак,

  1. Все занимает больше времени, чем Вы можете это себе представить. Это касается всего. Привлечения ресурсов, координации, создания продукта и его распространения. Не стоит с этим мириться, но нужно быть реалистичным в своем планировании.
  2. Успешные вещи обычно делаются быстро. Большинство успешных стартапов начинают достаточно концентрированно и мощно. Крутой программист или продажник - крут с первого дня работы. Сенсационный продукт получает сразу сенсационные отзывы.
  3. Люди Вас подведут. Вы даже не сможете представить себе всех случаев, в которых это возможно. От лени и непрофессионализма до предательства и кражи. "Доверяй, но проверяй". Люби и вознаграждай своих сотрудников, но не жди от них слишком многого.
  4. Хороших работников не только очень сложно найти, но и уходят они тоже первыми. В мире компетентны максимум 10% людей, называющих себя профессионалами.Утешение только одно - не обязательно всем Вашим сотрудникам быть звездами, просто они должны быть.
  5. Плохие работники редко уходят. Они останутся с Вами на всю жизнь, если Вы с этим ничего не сделаете. С другой стороны - именно они Ваши самые лояльные сотрудники.
  6. Вам будет и везти и не везти. И Вы не сможете ни предсказать свои взлеты и падения, ни управлять ими. Они будут происходит случайно и совершенно незаслуженно. С этим надо смириться и стараться идти вперед несмотря ни на что.
  7. Не цепляйтесь за деньги. Если потратили на что то деньги и не получилось достаточно быстро, оставьте это и двигайтесь дальше. Не держитесь всеми силами за потраченные деньги и части плана, которые не сработали. План - это не главное. Главное - поиск реально успешных и работающих вещей. Быстро. Оставьте плохие деньги за спиной и идите дальше. 
  8. Забивайте канал продаж до отказа. Старайтесь закрывать успешно все возможные и теоретически возможные сделки. Ваш успех определяется отношением успешных сделок к несостоявшимся. Поэтому цепляйтесь до последнего за доведение сделки до конца. 

четверг, 19 августа 2010 г.

Негативный маркетинг на практике

Исправляем косяки
Вчера одному нашему клиенту службы доставки забыли положить крученый сыр к пиву. Выяснилось это уже после доставки, когда происходила сверка. Поставщик не положил, новенький курьер не проверил, бывает. А клиент взял пакет и, естественно, тоже сразу не увидел.
В общем, решила я позвонить клиенту с извинениями. Наш диалог:

  • Я: Извините, пожалуйста, но мы, кажется, не привезли Вам сыра;
  • Клиент: (грустным голосом) Да, я уже заметил...
  • Я: Когда будете в следующий раз заказывать, напомните, что с нас литр пива в качестве извинений.
  • Клиент сначала рассмеялся, потом сказал: "Хорошо, договорились!" гораздо более веселым голосом, чем раньше.
К слову сказать, это был новый клиент и это был его первый заказ у нас. Знаете, как я оцениваю вероятность получения от него следующего заказа?
  • Если бы я НЕ позвонила, она бы равнялась максимум 20%;
  • А после того, как я позвонила, она стала равняться 80%.
Это сила негативного маркетинга. Клиенты гораздо больше ценят Ваш подход к исправлению косяков, чем непреложное постоянное качество. Особенно в нашей стране, где люди не привыкли к нормальному сервису это УДИВЛЯЕТ и ВОСХИЩАЕТ.

Чтобы работать с этим, может быть два подхода: просто в случае любого косяка принимать экстраординарные меры, либо создавать косяки самостоятельно для их виртуозного исправления.

Только у меня пока не придумываются такие схемы) Если специально не положить какого-то блюда, то клиент все-таки же расстроится, сумма выручки уменьшится и все такое. Поэтому пока только принять как факт то, что любой косяк нужно исправлять, превосходя ожидания.

shipping expectations в действии)

среда, 18 августа 2010 г.

Groupon купил Darberry и вошел в Россию

У Groupon  теперь 13 миллионов подписчиков, присутствие в 29 странах и это при том, что модель бизнеса достаточно плотно завязана на оффлайн.
На днях они заключили сделку с российским сервисом купонов (коллективных покупок) Darberry и еще с японской компанией. Просто покупают клонов.
Если что, у них в акционерах присутствуют небезызвестный DST.
В общем, ребята молодцы, развиваются позитивно. Приобретение успешных клонов в ИНАКОязычных странах более чем правильный путь.

Интервью с владельцем бизнеса, окончание.

Итак, завершая наше интервью с владельцем бизнеса и блоггером Альбертом Волосским о секретах малого и среднего бизнеса, публикую ответ на мой последний вопрос:

В ИТ мире многие могут достаточно легко выбрать, делать свой проект на мир или на Россию. Если бы у Вас была возможность так же легко переместить свой бизнес, остались бы Вы в России?
Ответ:
"У меня нет взаимосвязи между:
  • Локацией бизнеса.
  • Географией бизнеса.
  • Размещением головного офиса.
  • И местом жительства.
Что собственно интересует? Отвечу на все:
1) Если бы у меня была легкая, быстрая и прибыльная возможность расширить локацию бизнеса, не задумываясь - весь мир, солнечная система, галактика, вселенная и т.д. Я жадный и тщеславный :).
2) С географией аналогично локации.
Головной офис там - где большинство коммуникаций: Москва, Лондон, Нью-Йорк, Межгалктическая станция и т.д.
3) Место жительство там где хорошо. А пока мне в Новосибирске хорошо. Может ли это поменяться? Легко, я вообще слабопредсказуем даже для себя самого%) Но, а с учетом расширения локации бизнеса в любом случае пришлось бы больше ездить.
На память приходит 2007 год: локация бизнеса - г.Новосибирск и г.Барнаул.; география бизнеса: от Карелии до Сахалина; головной офис - г.Новосибирск. За тот год я наездил 240'000 км, автотранспортом и налетал более 600 часов на самолете. В Новосибирске я за 2007 го провел всего 28 дней. И это из 365, круто? Квартира была только в Новосибирске. В этом случае можно Новосибирск считать местом жительства?

Если же вопрос был о том: хочу ли я эмигрировать при удачной возможности? Ответ - нет, я люблю свою родину, и четко вижу разницу между туризмом и миграцией :)"

Спасибо, Альберт, за интересную беседу!

понедельник, 16 августа 2010 г.

Отличная идея: прямые продажи через Google

Креатив все-таки – это вещь! Вот вам новая мысль, как организовать корпоративные продажи через Google: надо сделать так, чтобы при поиске ФИО нужных вам ЛПРов им выпадало персонализированное предложение. Люди тщеславны и периодически ищут себя в интернете. Что о них говорят, что пишут, в каком свете он предстает при поиске и прочее и прочее. Применений этой приколюхи достаточно много и выиграют те, кто воспользуется ею в первых рядах)) В качестве иллюстрации прикладываю видео о поиске работы с помощью подобной фишки:

 

воскресенье, 15 августа 2010 г.

Интервью с владельцем бизнеса, про успех

Наше интервью с Альбертом Волосским, блоггером и владельцем бизнеса, подходит к концу, осталось всего два вопроса. Предпоследний вопрос звучал так:


Что Вам помогло стать владельцем бизнеса?


Ответ Альберта звучал так:


“Три вещи:

  1. Обстоятельства.
  2. Люди.
  3. Знания.

Дело в том, что я всю жизнь хотел стать высокооплачиваемым top-manager-ом. Чего греха таить, и сейчас иногда мысли об этом приходят. Особенно когда сильно тяжко становится J. И все свои действия направлял на достижение этой идеи. Но обстоятельства складывались другим образом.


В 1998 году во время кризиса, я оказался вообще не удел. Мне было 24 года, у меня было 3 высших образования, степень кандидата экономических наук, куча стажировок, два опыта собственного бизнеса (не очень удачных). В общем. я был никому не нужен. Меня отказывались брать на работу, так как боялись моего образовательного уровня, и считали, что я иду к ним на работу, чтобы украсть у них деньги, идеи и клиентов. Я был на обочине этой жизни. Начать новый бизнес в одиночку, в кризис у меня тогда была "кишка тонка".


Я начал задумываться, что если меня уже в 24 никто не берет, кому я будут нужен в 40? Разве что сторожем на минималку возьмут. А я хотел жить лучше и дольше.


Второй фактор, к тому времени вокруг меня было уже достаточно много знакомых бизнесменов, которые не только нылись, но и реально могли помочь советом. Я начал с ними более плотно общаться и "мотать на ус" правду этой жизни. Как видите помогло J. Но я до сих пор им благодарен, и продолжаю общаться.


Ну, и наконец, знания. Большой багаж накопленных знаний и пройденных бизнес-тренингов открывал мне ворота во взрослую жизнь бизнеса. И я пошел ;).”



Вообще, есть такая интересная зависимость. Кризис многих толкает на свершения. Я имею ввиду кризис в профессиональной жизни, личной жизни, финансовый и т.д. Пока люди чувствуют себя комфортно, они не задумываются о том, что нужно менять свою жизнь. Я помню это по себе, когда я работала на своей первой работе, которая наверное была самой моей счастливой и удачной, у меня даже и мыслей не возникало о том, что я могу стать владельцем хоть какого-то бизнеса, это было где-то за орбитой. А жизнь потом заставила задуматься) Вопрос только в том, будете Вы мириться с тем, что Вас не устраивает, или соберетесь что-то изменить. Наверное это и есть лакмусовая бумажка предпринимательского духа. Когда человек не мирится с обстоятельствами, а поворачивается в миру лицом и начинает его менять под себя.

суббота, 14 августа 2010 г.

У кого есть возможность - зайдите и проголосуйте)

Пожалуйста, нам важно Ваше мнение! Предложите свои варианты, либо просто проголсуйте за имеющиеся) Это пока только наброски, но эта реклама для радио нам очень важна. Это будет первая масштабная реклама Гарсона)
Опрос для выбора концепции аудио рекламы службы доставки готовых блюд.

четверг, 12 августа 2010 г.

Социальная статистика стартаперов в США – кто они?

Интересный доклад опубликовали недавно. Кто такие стартаперы на самом деле? Кто больше получает финансирования? На все эти вопросы теперь есть простая статистика. Итак, начнем.  Возраст основателей стартапов

  1. Во-первых, совсем не юные любители спорта участвуют в этом нелегком деле и становятся основателями стартапов. Большинство стартаперов – это люди от 35 до 44 лет.
  2. Но зато, больше денег  Возраст основателя и деньгиполучают основатели, которым от 26 до 34 лет. Под деньгВозраст команды и деньгиами имеется ввиду объем полученного финансирования для стартапов. Уже интересно, правда?
  3. То же самое касается возраста команды (зелененький). Команды, средний возраст которых колеблется между 26 и 34 – получают больше денег. А людей моложе 26 на этом графике и вовсе нет. На это месте я перестаю испытывать комплексы по поводу того, что я уже старая))))
  4. Теперь идем дальше. Следующий интересный параметр это пол. Тут все грустно, всего 8% – женщины. Но есть интересный прикол. В Мужчины - женщиныДеньги и пол командыштате Калифорния статистика такая же, а вот в штате Массачусетс женщин – 31%. А теперь еще интересней – больше всего денег получают смешанные команды. Причем серьезно больше, почти на 40%. То есть если в Вашей команде есть женщина – то инвестору спокойней))))
  5. Теперь рассмотри, кем были основатели стартапов, которые получают инвестиции, ДО этого самого стартапа. Кем были основатели Чем раньше занимались основатели Итак, большинство стартаперов, запускают свой собственный бизнес не в первый раз или уходят с поста генерального директора чтобы начать свой стартап. То есть это так или эдак бизнесмены. Причем, инженеров там мало. В основном эти люди раньше занимались развитием бизнеса, управлением проектами, стратегией и маркетингом. А не программировали. В общем, иллюзию о том, что стартапы – это пара 18летних парней в гараже, которые программировали днями и ночами, можно выбросить.
  6. Теперь перейдем к уровню образования. Учитываем, что в Америке есть своя градация. Есть градация – мастер (это если Вы просто выучились вMBA основателей университете), а есть МБА (это доп бизнес образование, ну вы вкурсе). Если сравнивать между теми, кто просто закончил Образованных большеунивер и получили еще и МБА, то новость неутешительная – большинство основателей Необразованные получают большестартапов имеют MBA. И обладатели MBA получают больше денег. С точки же зрения вообще образования среди основателей большинство его таки имеют)))) Но есть достаточно большое количество тех, кто просто закончил школу. А теперь самое смешное. Конкретно в штате Нью-Йорк необразованные команды получают больше денег! Во всех остальных штатах это не так, там более логичная статистика.     
  7. Теперь поговорим про количество участников-основателей. Большинство команд состоят из двух человек.  37% стартапов основывают в одиночку, потом идет большинство – в паре, ну а более многочисленные Количество основателейкоманды – это уже редкость. А теперь самое смешное – больше всего денег получают команды из 4х человек!)))) Количество основателей - деньгиПара основателей - нормаследующие по количеству денег – это парочки. Тройки и одиночники идут на одном уровне. Причем, конкретно в Калифорнии, в Долине почти абсолютной нормой является пара основателей.

 

В общем, учитывая мой возраст в 27 лет, наличие male партнера по команде, занятия стратегией и развитием бизнеса, я попадаю практически в мейнстрим)))) Единственный полный пробел – это MBA. Надо подумать)

среда, 11 августа 2010 г.

Войны гигантов, Facebook окопалась

Ходят слухи, что Facebook ушел в окопы, чтобы подготовиться к противостоянию с Google. Никто не выйдет из их офиса 60 дней, пока они не модернизируют свои сервисы.Говорят, они так делали еще на заре, чтобы завершить основные этапы разработки.
Google не стоит на месте, они недавно приобрели социальный стартап Slide  , в котором замешан основатель PayPal и опять же ходят слухи о запуске собственной социальной сети Google Me.
Facebook в ответ вроде собирается приобрести статусно-локационный стартап HotPotato и собирается в ближайшее время открыть геолокационный функционал Facebook Places (условное название). Это будет либо просто API для сторонних разработчиков, либо нечто большее.Причем от этого их функционала будет зависеть судьба достаточно большого количества стартапов, которые получили свои инвестиции под интеграцию с Facebook и пользование их базой пользователей. Если Facebook будет развивать это направление самостоятельно, то все эти ребята потеряют инвестиции.

Интересно во всем этом две вещи:

  1. Facebook заходит на территорию Google, Google заходит на территорию Facebook. В итоге таких смешений и движений мы можем получить два монстроподобных НЕЧТА, с почти аналогичными функциями. Далее соревнование будет развиваться по принципу холодной войны - кто быстрее введет какую фичу или накупит стартапов в борьбе за мировое господство. Стартаперам можно заранее определяться, кому они хотели бы продаться в итоге и учитывать это в технологиях))) Насколько это будет полезно для потребителей? Может быть и полезно, а может и привезти к каким-нибудь протекционистким мерам. Представьте бредовую ситуацию - из Google Chrome невозможно зайти в Facebook))) Такого, конечно, никогда не будет, но вообразить можно всякое.
  2. Все большее количество стартапов зависит от поведения этих гигантов, которые свои планы не выкладывают, не делятся и не собираются это делать. А на их основе делаются целые бизнесы, вкладываются деньги в бизнес, база которого никем не гарантирована. Вот и думай после этого. С одной стороны доступ к 500 миллионам пользователей, а с другой стороны непредсказуемое будущее. Здесь можно посоветовать только одно: продвигаться в социальной сети, но приложение иметь самостоятельное.
Вот такие сегодня новости))

понедельник, 9 августа 2010 г.

Интервью с владельцем бизнеса, про людей

Сегодня мы заканчиваем череду интервью с Альбертом Волосским, предпринимателем из Новосибирска.
Мой последний вопрос звучал так: "При выборе людей полагаетесь больше на свое мнение об их личности или на анализ результатов их деятельности? "
Ответ Альберта:


“Если  вы  про  резюме,  то  там  хоть  книга  рекордов  Гиннеса  может  быть  переписана,  на  меня  это  не  произведет  ровным  счетом  никакого  значения.  Почему?  Да  потому  что  мой  сосед  говорит,  что  10  раз  за  ночь  может,  а  на  заборе  помните,  что  было  написано?  А  что  лежало?  Поэтому  резюме  мне  только  дает  крючки  для  задавания  вопросов  и  анализа  личности.
Поэтому,  если  человек  новый,  никаких  результатов  деятельности,  только  он  сам.  Так  сказать  начинаем  отношения  с  чистого  листа.  Поэтому  лично  для  меня  практически  будут  равны,  что  студент,  что  человек  с  30  летним  опытом  работы  на  данном  рынке.  Все  будет  зависеть  от  их  личных  качеств,  а  не  от  имеющихся  у  них  наград  и  орденов.
Как  я  в  этом  случае  складываю  мнение?  Использую  различные  методы  оценки  персонала:

  • тесты:  профессиональные,  общих  способностей,  определения  психотипа  и  т.д.
  • собеседования,  интервью  и  т.д.
  • в  редких  случаях:  рекомендации,  гороскоп,  медицинские  свидетельства  и  т.д.

Некоторые  из  этих  тестов  я  разрабатывал  самостоятельно.  Поэтому  можно  смело  сказать,  что  я  выбираю  людей  основываясь  на  своем  мнении  )).
Хотя  основное  что  мне  важно,  если  я  выбираю  человека  в  близкий  круг,  на  работе  -  это  top-manager,  то  мне  будут  важны  две  вещи:

  • Чтобы  у  человека  горели  глаза  на  работу.
  • Чтобы  между  нами  чувствовалась  личная  симпатия.

Если  же  вопрос  о  том,  что  человек  уже  у  меня  работает,  а  мне  по  нему нужно  принять  решение  о  его  повышении  или  перемещении,  то  здесь  к  оценке,  описанной  выше  добавиться  еще  и  оценка  исполнения  им  работы.
Здесь  тоже  не  все  так  однозначно,  дело  в  том,  что  при  оценке  деятельности  персонала  необходимо  разделять:  результативность,  усердность  и  личный  прогресс.  Это  разные  вещи  и  разделить  их  не  всегда  просто.  Но  нужно.  Здесь  вообще  все  сложно,  я  не  опишу  это  в  двух  словах,  поэтому  давай  ограничимся  на  уже  выше  сказанном.”

Помогите) Киньте у меня инвайтом на Хабр, пожалуйста

А то я поняла, что много чего упускаю)))

пятница, 6 августа 2010 г.

Критерии для посевного инвестирования от Dave McClure

От Denny’s blog: “Dave McClure (профайл в Linkedin, профайл в CrunchBase, раздел о нем на его сайте). Он один из донов PayPal Mafia, одним из глав, которой является бывший киевлянин Макс Левчин – за этой неформальной организацией стоят такие стартапы, как Linkedin, Youtube, FaceBook, Six Apart, Slide, Mint и еще несколько десятков других (включая совсем не интернет стартап Tesla Motors).

Так вот, у этого человека есть всего несколько критериев для раннего финансирования стартапов:


1. Под продуктом понимается сервис, работающий на бесплатном или недорогом опен сорс программном обеспечении, работающий на в клауде или недорогом движке, разработанный за несколько месяцев (а лучше за уикенд) небольшой командой программистов, которые постоянно тестируют его в режиме реального времени на живых пользователях.
2. Чаще всего под маркетингом мы подразумеваем комбинацию онлайн каналов продвижения через платный или органический поисковый трафик (SEM/SEO) в поисковых системах, с вирусной/социальной составляющей в новых медиа или социальных платформах, таких как Facebook, Twitter и Youtube, и быстрорастущих мобильных платформах iOS и Android. Исключая поисковые системы, большинство этих каналов существуют не более пяти лет, но сейчас имеют от 100м до 500м пользователей, с малобюджетными и измеряемыми маркетинговыми компаниями и даже с небольшой командой могут легко получить миллиарды пользователей в мире.
3. Доходы могут быть легко собраны путем различных платежных онлайн инструменов, и могу быть платой за транзакции, digital goods, платой за подписку, lead generation, CPM/CPC/CPA рекламой.

Что здесь интересно? В отличие от российских инвесторов полностью исключена вся бизнес ветошь. Ставка делается на команду программистов (минимальные издержки), маркетинг “обратной связи” (формирование продукта на основании поведения живых пользователей), деньги даются практически под любую идею, на которую есть реальные положительные отзывы и динамика посещаемости. Скажите “нет” бизнес-плану, “нет” стратегии, “нет” маркетингу и дизайну. Вместо этого избран метод проб и ошибок, живой обратной связи от потребителей. Это говорит о том, что стартапы перешли во вторую стадию развития. Есть такая классификация в трудах по продаже услуг (которые отличаются от товаров многими товарами и которыми являются все стартапы):

  1. Первая стадия – делают то, что минимально удовлетворяет требования потребителей.
  2. Вторая стадия – делают то, что хотят потребители.
  3. Третья стадия – делают то, что превосходит воображение потребителей.

Вторая стадия – это хорошие продукты. Именно на этой стадии сейчас находится интернет и его стартапы. А все-таки, как насчет создания того, что превосходит воображение потребителей (типа как Дисней создал Диснейворлд, от которого все очумели)? Вы можете назвать стартапы, которые перешагнули эту черту?

четверг, 5 августа 2010 г.

Новости) Франчайзинговый бизнес

А еще мы разместили франшизу Гарсона. Чем черт не шутит)) Как люди профессиональные, мы наработали все необходимые материалы для того, чтобы любой при минимальных затратах мог создать подобный бизнес в небольшом городе. Минимальные условия:

  1. Количество жителей в городе не менее 400 000 человек.
  2. Предприниматель (можно индивидуальный), у которого есть машина и свободное время. Либо деньги для найма сотрудников. Либо команда, как у нас.
  3. Небольшие инвестиции (в основном в рекламу), в пределах 200-400 тысяч.
  4. Переговорщик (либо сам предприниматель).

В принципе, учитывая наличие у нас полного пакета всего необходимого и кучи набитых шишек, предложение получилось вполне себе неплохое для тех, кто хочет начать работать на себя.

Продолжаем тему коммерциализации мозга)

В продолжение к посту про то, что же делать с продуктами мозговой деятельности, я сделала одну простую вещь. Составила фриланс-резюме. Примерно с таким текстом:

Профессиональная компетенции и таланты
Генерация бизнес-идей, формирование бизнес-моделей, анализ и разработка стратегий развития бизнеса, реализация инновационных проектов, использование современных технологий для развития бизнеса.
Схема работы
На входе: информация о компании, имеющихся ресурсах, пожелания и ограничения.
На выходе: бизнес-идеи для развития бизнеса, варианты стратегий развития, обоснование с примерами и аналогами, бизнес-модель получения дохода. Все с максимальным использованием имеющихся ресурсов компании и максимальной окупаемостью инвестиций.
Методики: стратегии голубого океана и подрывных инноваций, чистый креатив, комбинирование и интеграция, системный анализ.
Оплата: 50% предоплаты, 50% по факту, 100% гарантия возврата денег в случае неудовлетворенности клиента, возможность оплаты долей в прибыли от реализации идеи (в зависимости от степени проработанности идеи от 1 до 5%). Сумма зависит от масштаба задачи и требований к оформлению результатов.

 

К этому добавила описание проектов, в которых участвовала и их краткие результаты, фото и контакты. Даже написала о том, что у меня есть почетная грамота от мэра за вклад в социально-экономическое развитие г. Новосибирска и ссылку на этот блог)))) Итоговое резюме я отправила в несколько местных локальных консалтинговых компаний, которые занимаются в том числе разработками стратегии развития. И что бы Вы думали? Прямо сейчас мой мозг трудится над генерацией идей для пары проектов))) Ему, конечно, непросто, потому что на мой поток добавились новые проекты, но он старается и у него получается.

Вот казалось бы, совершенно невероятная вещь, а ведь спрос то есть! В общем, как говорит Ричард Брэнсон: “К черту все! Берись и делай!”

воскресенье, 1 августа 2010 г.

Секс работает всегда и везде

Интересно, как это связано с ИТ стартапами? А очень и очень прямо. В наше время, когда папа Римский записывает рэп альбом с Бритни Спирс, Стив Джобс считает главным достоинством новой операционной системы желание потребителей “лизнуть” ее кнопки, нет ничего удивительного в том, что все маркетологи, на каком бы рынке они не работали, должны использовать привлекательность и сексуальность или создавать ее там, где ее нет. Большинство корпораций, которые не нацелены на розничную продажу, до сих пор не всегда это используют. Вы видели сайт UPS – мирового лидера в области экспресс-доставки? Это же АНТИСЕКС. И придет время, когда им придется с этим считаться)) В дополнение процитирую Аарона Леви, руководителя Box.net:

Конечно, любой предприниматель хочет создать что-то классное и сексуальное, что-то, что понравится людям - говорит он. И это, как правило, ассоциируется с такими сервисами, как Facebook, Twitter или YouTube. Но Аарон уверен, что настало время и бизнес-приложениям становиться "секси". В течении многих лет корпоративные ИТ-системы выглядели настолько же сексуально, как Стив Балмер в купальнике. Из-за отсутствия конкуренции (когда наличие партнерской сети было главным фактором успеха) они были сложные, неповоротливые и дорогие. Появление технологий SaaS и Cloud Computing дает возможность молодым компаниям относительно легко создавать новые бизнес-приложения. В результате этот рынок становится гараздо более конкурентным, и заставляет ИТ-системы меняться.

Вместо увеличения штата продажников, вендоры больше внимания уделяют повышению качества и развитию продуктов. Ведь, на каждого нового покупателя (конечного-пользователя) не хватит продавцов. Приходится расчитывать на то, что эти пользователи сами заинтересуются продуктом, и если им понравится - посоветуют другим.
Поэтому, если вы сейчас думаете над тем, какой стартап создать, - заключает Леви - подумайте, зачем нужен еще один фотосайт? Рынок корпоративного софта, который долгое время был парализован монополистами (SAP, Oracle, Microsoft) - сейчас переживает революцию и предоставляет массу возможностей для тех, кто хочет создать успешный и сексуальный продукт.

Давайте сразу оговоримся, что для начала можно ориентироваться именно на слово “привлекательный”. Это означает, что в продукт вводится эмоциональная составляющая, которая привлекает людей не через их левое логическое полушарие, а через правое, эмоциональное. Лучшие примеры – это, конечно, продукты Apple, тут им просто нет равных. Просто, когда Вы думаете о конкурентных преимуществах Вашего продукта, подумайте о том, чем он может привлечь потребителя без оглядки на логику. И если не нашли, подумайте еще раз.