среда, 28 июля 2010 г.

Интервью с владельцем бизнеса, про ИТ

Итак, вопрос))

Какие точки взаимосвязей и взаимозависимости Вы, как представитель офф-лайн бизнеса, видите с развитием ИТ и интернет? Оказывает ли это на Вас влияние? Считаете ли Вы, что технологии меняют правила игры на рынках?
Не  люблю  слово  взаимозависимость,  так  как  оно  подразумевает  какую-то  насильственную  природу  взаимоотношений.  А  я  пацефист  :).  Мне  больше  по  душе  взаимосвязи. 
На  самом  деле  я  здесь  вижу  не  один  вопрос,  а  целых  три,  поэтому  отвечу  на  все  по-порядку.
1.      Итак  взаимосвязь  моего  off-line  бизнеса  с  on-line  бизнесом.  Она  есть  J.  On-line,  постепенно  вытесняет  off-line,  и  эта  тенденция  будет  только  усиливаться.  Но  совсем  off-line  не  исчезнет,  также  как  и  не  исчезли  платные  печатные  издания  с  появлением  бесплатных  Internet-изданий.  Такова  природа  человека:  хотим  еще  и  щупать,  да  и  ждать  не  охота,  а  иногда  действуем  чисто  эмоционально  на  манипуляции  продавца.
2.      На  меня  это  пока  оказывает  не  сильное  влияние.  Так  как  оказывать  строительные  услуги  по  интернету  -  это  как-то  пока  не  понятно.  Или  там  скажем  виртуальное  производство  строительных  материалов,  для  компьютерной  игры  конечно  подойдет,  вот  только  для  реального  здания  слабо  приемлемо.  Ну,  и  так  далее  по  списку.  Поэтому  меня  это  пока  только  в  сфере  торговли  чуть-чуть  касается,  да  и  то,  не  очень.  По  интернету  "откаты"  очень  тяжело  получать.
3.      Да,  я  убежден,  что  технологии  меняют  правила  игры  на  рынке.  И  кстати,  это  касается  не  только  интернет-технологий,  но  и  технологий:  управления  персоналом,  генерации  идей,  выплавки  стали,  наконец,  ну,  и  так  далее,  и  тому  подобное  по  списку.

вторник, 27 июля 2010 г.

Опрос, помогите разобраться)

Друзья, как Вы думаете, что делать с идеями, которые тяжеловаты для того, чтобы самой заниматься, но слишком классные, чтобы их открыто публиковать?

У меня вот идея на 500 миллионов долларов годовой выручки валяется уже полгода. И я даже поняла, почему я с ней ничего не делаю, потому что меня уже захлестнули другие, которые я могу делать не отдавая кучу процентов инвестору. А эту идею без крупного инвестора нельзя.

Как Вы думаете, что с такими идеями делать? Которые сама не реализовываешь? Я же не виновата в том, что мой мозг генерирует их больше, чем я в состоянии заниматься)))
Варианты:
1. все таки найти инвестора, создать команду, запустить проект и умыть руки за опцион?
2. плюнуть, пусть лежит, а то вдруг вдохновение кончится
3. опубликовать (типа, идея - это не ценность, хотя я с этим не согласна)
4. отправить компаниям, которые возможно заинтересуются
5. ваш вариант

Как не распылять усилия в стартапе?

В продолжение поста про факторы конкуренции. Мы выделили для разных компаний разные факторы конкуренции, и в итоге получилось следующее:
1. в области доставки еды на дом конкурентными преимуществами могут являться разнообразие доступных блюд и качество кухни
2. в области кейтеринга - возможность заказать все, что нужно для организации мероприятия в одном месте без диких цен.
И тут у нас возникла следующая дилемма, что развивать в первую очередь?
Доставку еды физическим лицам или организацию фуршетов для корпоративных клиентов?
С одной стороны нужно вложиться в рекламу, с другой стороны - в посуду и оборудование.
И эта ситуация - типична и опасна. Часто в стартапе в самом начале бизнеса появляются новые мысли, возможности, направления, которые кажутся очень перспективными и которые хочется развивать. В ущерб основной идее, поскольку ресурсов всегда не хватает.
Как поступать в таких случаях, ведь в дополнение ко всему стартап - это как раз то время, когда нужно уточнять стратегию, внимательно оценивать реакцию рынка.
Вот вам и дилемма - метаться, пробуя то одно, то другое, пытаясь угадать рынок, или доводить до конца основную идею, пытаясь ускорить получение дохода?

Здесь нужно действовать исходя из следующих постулатов:
1. Не доделывая до конца что-то одно, Вы так и не узнаете, выстреливает оно или нет, а будете просто метаться, не получив ничего.
2. Упираясь всеми ресурсами слишком долго, несмотря на отсутствие отдачи, во что-то одно, Вы опять же будете просто упираться, не получив ничего.
3. Не обращая внимание на то, что происходит вокруг, Вы заранее лишаете бизнес развития.

Что делаем?
1. Достигли ли Вы точки в первой идее, когда она уже точно должна была выстрелить или есть еще незаконченные дела? Если есть, их делаете первыми.
2. Есть ли в новых направлениях бизнеса пласт задач, которые можно выполнить, не отвлекая ресурсы (или незначительно отвлекая ресурсы) от основного бизнеса и увидеть какую то отдачу? Приведу пример сразу. Мы, чтобы не упускать направление кейтеринга, указываем его в предложениях по доставке бизнес-ланчей корпоративным клиентам как дополнение. Но ничего не делаем, чтобы быть готовыми исполнить заказ (не закупаем оборудование и посуду). Если будет заказ, сольем его конкурентам за процент или еще как то сделаем, но начнем понимать объемы, необходимые ресурсы и потенциал.
3. Включайте последовательно дела в общий план, что делается сейчас, к чему идем дальше, для этого надо расставить приоритеты.

Общий смысл - поймите, что вы делать в состоянии, и сделайте это до конечной точки, а потом идите дальше. И не поддавайтесь на соблазны)

среда, 21 июля 2010 г.

Интервью с владельцем бизнеса, про личные качества

Задаем вопрос Альберту Волосскому. Цель вопроса - рассмотреть еще с одного угла, что может и должно помогать в создании и развитии бизнеса. На этот раз посмотрим на личностный аспект. Итак: 
Что Вы считаете тремя своими лучшими и худшими чертами в бизнесе?
Начну  с  того,  что  у  меня  есть  предубеждение,  что  все  наши  сильные  черты  -  являются  одновременно  и  слабыми  чертами.  А  все  наши  слабые  -  одновременно  сильными.  Что  хочу  этим  сказать?  То,  что  мои  лучшие  и  худшие  черты  в  бизнесе  -  это  одно  и  тоже,  просто  в  разных  проявлениях.
Черты  эти  я  могу  называть  достаточно  долго,  поэтому  давай  остановимся  хотя  бы  на  5-ти:
  1. Стрессоустойчивость.  На  мой  взгляд  самое  главное  качество,  которое  позволяет  тебе  достаточно  ровно  пережить  все  тяготы  и  невзгоды  жизни  обычного  бизнесмена.  С  одной  стороны  -  это  сильная  черта,  она  позволяет  тебе  ровно  реагировать  на  8-месячные  налоговые  проверки,  на  бесконечные  повестки  в  суд,  на  давления  со  стороны  районной  администрации  и  т.д.  С  другой  стороны  -  это  худшая  черта  в  бизнесе.  За  всей  вашей  стрессоустойчивостью,  вы  начинаете  терять  чувствительность.  Вы  хуже  воспринимаете  реальную  опасность,  плохо  реагируете  на  обратную  связь,  перестаете  быть  эмоциональным  и  милым.  Теперь  вы  жесткий,  расчетливый  бизнесюк.
  2. Гибкость.  Хорошее  качество,  позволяющее  вам  генерировать  множество  идей,  находить  решение  удовлетворяющее  множество  из  сторон,  не  попадать  в  безвыходные  ситуации.  С  другой  стороны  гибкость  губит  на  корню  вашу  целеустремленность.  Ваша  постоянная  многостратежность  нашептывает  вам:  "А  давай  еще  вот  так  попробуем".  В  результате  вы  многие  проекты  не  можете  довести  до  логического  конца  без  помощи  своих  замов.
  3. Структурность.  Нужное  качества  для  стратега,  позволяющее  удерживать  в  голове  большое  количество  информации.  И  вся  она  у  вас  по  полочкам,  достать  его  легко  и  быстро  в  любой  момент.  В  чем  же  подвох?  А  подвох  в  том,  что  вы  привыкаете  структурировать  все.  И  когда  вы  не  можете  структурировать  какую-то  информацию  -  вы  надолго  затягиваете  принятие  решение,  пока  эта  структура  не  сложится  у  вас  в  голове.  А  это  может  быть  очень  долго.
  4. Толерантность.  Правильное  качество:  вы  перестаете  влезать  во  всякие  внутрифирменные  разборки,  принимать  ту  или  другую  сторону.  Вы  становитесь  как  бы  над  битвой  и  не  стремитесь  выносить  моральные  суждение,  типа:  это  хорошо,  а  это  плохо.  Сильно  помогает  при  управлении  большим  коллективом.  Но  обратная  сторона  этой  медали  заключается  в  том,  что  вы  так  уже  привыкаете  быть  толерантным,  что  перестаете  хвалить  хорошие  поступки  и  порицать  плохие.  Более  того  в  каждом  хорошем  вы  пытаетесь  разглядеть  подвох,  а  в  каждом  плохом  -  смягчающие  обстоятельства.
  5. Обучаемость.  Руководитель  должен  быть  обучаем,  чтобы  обновлять  свои  навыки  и  компетенции  в  след  за  изменениями  на  рынке.  Что  в  этом  плохого?  Да  все.  Ваша  потребность  в  обучении  становится  хронической.  Если  вы  в  течении  полугода  не  сходили  куда-нибудь  поучиться,  вы  чувствуете  себя  плохо.  Это  как  наркотик.  Может  быть  не  худший  из  них,  но  с  него  уже  не  слезть.  Это  дорога  в  один  конец.
 

пятница, 16 июля 2010 г.

Интервью с владельцем бизнеса, про доли

Вопрос довольно животрепещущий для стартаперов:


Есть команда, есть идея, есть план реализации, допустим, даже прототип. Встречается команда и инвестор, который может дать денег, допустим, миллион долларов, которого должно хватить. На какую долю в компании, по Вашему, может претендовать команда и почему?

 

Это  будет  зависеть  от  нескольких  причин:

  1. Перспективности  вашей  идеи.

  2. Ваших  переговорных  навыков.

  3. Вменяемости  (читай  жадности)  инвестора.

При  самых  худших  стечениях  обстоятельств,  меньше  5%  вам  не  один  инвестор  не  предложит.  А  если  и  предложит  -  то  это  уже  не  инвестор,  а  яркий  представитель  криминальных  кругов  .

Средний  процент  в  таких  случаях  составляет  20%.  Это  норма,  это  практика,  это  хорошо.

Хорошо,  но  не  для  всех,  и  поэтому  следуя  зову  своей  жадности  (а  жадность  -  это  хорошо),  единственное  что  вы  можете  прокачать  при  данности  инвестора,  вашей  команды  и  идеи  -  это  ваши  коммуникативные  навыки.  При  развитости  своих  навыков  переговоров  вы  можете  довести  свою  долю  до  49%.  Это  предел.

Почему  49%  это  предел?  Да  потому,  что  человек,  который  дает  вам  деньги,  не  знает:

  1. Вас,  и  насколько  вы  талантливы  и  честны.

  2. Тонкости  бизнеса,  в  который  вы  его  тянете.

  3. Как  можно  вернуть  свои  деньги,  если  что-то  пойдет  не  так.

Поэтому  он  хочет  все  контролировать  и  иметь  право  решающего  голоса.  И  отчасти  это  правильно.  Деньги-то  ведь  он  дает.  А  вы  чем  рискуете?  Тем  что  не  удачно  вложите  его  кровно  заработанные?  Поэтому  49%  -  это тот  максимум,  на  которых  вы  можете  рассчитывать,  если  у  вас  хороший  опыт  работы  с  инвесторами.

Если  у  вас  нет  такого  опыта,  вы  можете:

  • смириться  с  5-тью  процентами;

  • послать  всех  подальше,  и  считать  себя  не  признанным  гением;

  • начать  улучшать  свои  навыки;

  • прибегнуть  к  помощи  профессиональных  переговорщиков  за  деньги  на  этапе  получения  денег;

  • найти  другого  инвестора  (по  сговорчивее ).

Хотя  нет,  вру,  знаю  способ,  как  получить  80%  (это  мой  личный  предел,  больше  мне  не  позволяли  откусить ).  Что  для  этого  надо?

  1. Найти  такую  идею,  при  которой  20%  прибыли  на  100%  его  вложений  будет  выше,  чем  банковская  ставка  в  1,5-2  раза.  Это  приемлемая  рентабельность.

  2. Часть  денег  вложить  своих.  Пусть  это  будет  всего  1%,  но  инвестор  поймет,  что  вы  тоже  рискуете  своими  деньгами,  а  значит  не  будете  тупо  разбазаривать  его   деньги.  Это  его  сильно  успокоит.

  3. Взять  в  проект  человека,  который  уже  неоднократно  участвовал  в  чужих  проектах  и  удачно  участвовал.  Это  поднимет  вероятность  положительного  исхода  вашего  проекта  в  глазах  инвестора.  При  этом  участие  этого  человека  может  быть  чисто  номинальное,  для  весу.  Этот  "свадебный  генерал"  получит  свои  отступные  за  рекламу  на  его  имени,  и  возможно  останется  довольным  (если  вы  только  в  конце  концов  не  подмочите  его  безупречную  репутацию).

Вот нечего добавить)))

четверг, 15 июля 2010 г.

Факторы конкуренции для службы доставки еды и кейтеринговых компаний

Мы тут занялись переосмыслением стратегии, пытаемся применить подход, описанный в книжке "Стратегия голубых океанов". Предлагаю всем в качестве упражнения поучаствовать в попытке выделить наиболее важные факторы конкуренции на нашем рынке.
Для начала надо выделить предложение, попытаемся его сформулировать так (с точки зрения потребителя): "Получить готовую еду с доставкой в нужное мне место". Не будем усложнять))
Какие есть альтернативы?
  1. Приготовить еду самому;
  2. Переместиться самому туда, где кормят (хоть к маме в гости, хоть в ресторан);
  3. Купить еду по дороге (йогурт в супермаркете, крошку-картошку или блины);
  4. Заказать стандартный перекус (пицца-суши);
  5. Заказать дешевый обед на дом (службы доставки обедов, которые доставляют продукцию своей собственной кухни);
  6. Заказать еду из ресторана (наш вариант).

Какие факторы выбора важны для потребителя?
  1. Качество кухни;
  2. Цена;
  3. Скорость доставки-получения;
  4. Качество (удобство) подачи (упаковки);
  5. Качество (красота) оформления;
  6. Температура (в нужной температуре);
  7. Известность (престижность) кухни;
  8. Разнообразие выбора;
  9. Удобство заказа (получения);
  10. Индивидуальный подход (исполнение пожеланий);
  11. Дополнительные фишки (плюс шарики, фейерверк, алкоголь и пр., возможность организовать вечеринку);
  12. Обслуживание (кейтеринг).
Определить важные факторы самая щепетильная часть)) Предлагаю Вам дать свои комментарии, или свои варианты списков. После этого мы пойдем по пути, предложенном авторами и посмотрим, что из этого получится)

вторник, 13 июля 2010 г.

Раскрытие информации об авторе

Поскольку этот блог медленно и верно превратился почти что в личный, да и смысл скрываться пропал уже некоторое время назад, настал момент показать лицо))
Итак, дорогие мои читатели, я Вас теперь уже лично приветствую, меня зовут Смородникова Евгения, я проживаю в настоящее время в Новосибирске, у меня есть интересная работа, свой маленький бизнес и прочие проекты и мысли, о которых я тут рассказываю. Есть опыт участия в стартапах, в том числе достаточно успешных, есть желание развиваться дальше в эту сторону.
Тематика блога не изменится, я буду продолжать писать о стартапах, рассказывать о том, с какими проблемами сталкивается наш маленький стартап, о новых идеях, мыслях и прочих полезных вещах)

Интервью с владельцем бизнеса, про рекламу

Продолжаем наше интервью с Альбертом Волосским, следующий вопрос звучал так:
"Какие можете дать подсказки для начинающих предпринимателей, которые начали свой бизнес, но им не хватило денег на рекламу? Брать кредит? Стараться снизить расходы? Просто ждать, что покупатели сами появятся?"

Я  боюсь,  что  вопрос  не  совсем  по  адресу.  Дело  в  том,  что  я  не  люблю  рекламу  как  таковую,  и  сам  ею  редко  пользуюсь  :).  У  меня  на  нее  вообще  протест.
Более  того,  я  считаю,  что  реклама  для  малого  и  среднего  бизнеса  -  просто  утопия.  Ну,  за  исключением  разве  что  "партизанской  рекламы".  Во  всех  остальных  случаях  потратьте  лучше  эти  деньги  на:
  • наем  новых  менеджеров;
  • пополнение  оборотного  капитала;
  • собственного  образования,  наконец;

Где  на  мой  взгляд  реклама  нужна?  Там,  где  вы  достигаете  размеров  крупного  ну  или  глобального  бизнеса,  и  когда:
  • количество  конечных  пользователей  велико;
  • продукт  стандартизованный;
  • закупаемое  за  один  раз  количество  продукта  мало;
  • продажи  осуществляются  через  посредников;

Вот  тогда,  значение  рекламы  будет  воистину  велико.  И  тогда  ей  нужно  будет  заниматься  на  очень  серьезном  уровне  и  подолгу.  А  пока  забудьте  о  рекламе.
Но  вернемся  к  вопросу  в  несколько  ином  свете.  Давайте  предположим  просто  нехватку  денег.  И  нехватку  не  на  стадии  обдумывания  проекта,  а  когда  вы  его  уже  запустили.  То  есть,  до  этого  вы  думали,  что  вам  хватить,  но  настал  тот  день,  когда  вы  порвались  по  cash-у,  а:
  • сотрудники  просят  ЗП;
  • арендодатели  -  оплату;
  • поставщики  -  расчетов  и  т.д.

Что  делать  в  этом  случае?
Забудьте  о  кредите.  Пока  вы  малый  бизнес  кредиты  вас  убьют.  Почему?  Да  потому  что  вы  еще  не  понимаете  цену  деньгам,  и  вам  кажется  что  спасти  ваше  детище  (это  никому  как  оказалось  не  нужное  предприятие),  всеми  возможными  и  доступными  вам  средствами  -  будет  преступлением,  а  после  не  погашения  кредита,  даже  уголовно  наказуемым.
  • Если  можете  снизить  издержки,  снижайте:
  • увольте  часть  людей,  и  делайте  всю  работу  сами;
  • попросите  ваших  родных  и  друзей,  помочь  вам  не  деньгами,  а  участием;
  • откажитесь  от  части  направлений  и  т.д.

Да,  и  покупатели  сами  не  появятся.  Если  вы  со  своими  талантами  не  можете  найти  покупателя  для  своего  чудо  продукта.   А  издержки  безудержно  проедают  все  ваши  накопления,  закройте  предприятие,  и  зафиксируйтесь  в  убытках.  Да  это  неприятно.  Но  это  правильно,  и  полезно  для  вашего  здоровья.


Теперь маленькое ревью) Я не очень согласна по поводу бесполезности рекламы и, боюсь, что мнение Альберта может быть неправильно воспринято. С чем я согласна? Если Ваш бизнес зависит от личных продаж - забейте на рекламу. И читайте то, что написано выше) Потратьте деньги на продажника.
Но вряд ли можно напрямую применять совет для ИТ-стартапа, например. Сайт, который оказывает некий сервис. Вот тут много людей НЕДОЗАКЛАДЫВАЮТ денег на рекламу. Но, ведь хотя проект и маленький, но (читаем выше) - продукт стандартизированный, продается не лично (Интернет - сам себе посредник), продажи индивидуальные. И тут есть два варианта:

  • Ваш продукт мега взрыв и становится популярным сам собой;
  • либо Вам нужна реклама хотя бы, чтобы люди об этом узнали.

Брать кредит на рекламу я бы тоже не советовала. В остальном советы те же: учитесь сами, попросите денег у родственников, если проект мега перспективный - идите к инвестору (но будьте готовы делиться). Вообще, если идея и реализация хороша, то при не очень больших затратах на рекламу и больших личных усилиях поток должен пойти. Медленно, но верно. Здесь главное - терпение и упорство))) Которое не должно граничить с моментом, когда Вы долбитесь в пустое пространство. А тогда, как и написано выше, закрывайте и фиксируйте убытки, потратьте свои силы и уже полученный опыт, сын ошибок трудных, на что-то другое) И ничего страшного, мир не перевернется)

понедельник, 12 июля 2010 г.

Интервью с владельцем бизнеса, начало

Мы начинаем публиковать интервью с Альбертом Волосским, новосибирским предпринимателем (http://www.sact.ru/), работающим на строительном рынке около 15 лет. Альберт начал вести блог "Все секреты малого и среднего бизнеса", что и стало поводом для интервью. 
Интересного именно для меня в этом было то, что интервью дает человек не интернет-бизнеса, а владелец вполне  "натуральной" компании))) Итак, начнем, мой первый вопрос был вполне тривиален:
Зачем Вам блог?

Чтобы был :). На самом деле это не однозначный ответ. Дело в том, что здесь нет одной причины, а перевесил комплекс взаимосвязанных причин:

Во-первых, это правильно. Я имею ввиду все тенденции на рынке. Чем ближе ты к IT-технологиям, тем ближе ты к гребню волны. Сейчас быть одному без использования современных средств коммуникации можно лишь отшельникам, или егерям. Да и то уже у последних имеются спутниковые средства связи :).
Второе, и я думаю, самое важное. В нашей стране предприниматель - это не круто, это "фу". Потому что по подавляющему числу мнений они:
  • эксплуататоры простых граждан;
  • жулики и уклонисты от уплаты налогов и сборов;
  • аморальные существа, ведущие распутный образ жизни;
А на мой взгляд это единственный класс в России:
  • создающий рабочие места;
  • обеспечивающий ВВП страны;
  • новаторы и инициаторы изменений;
И есть огромное желание изменить негативное отношение к бизнесменам, взявшее свое начало с начала 90-х, а может быть и еще раньше в рассвете коммунизма в нашей стране (хотя по моим ощущениям, мы в нем не жили :).
Следующее, что важно для меня, в блоге я стараюсь выкладывать новые свои умозаключения по бизнесу. В каком-то плане это сырой материал, и не может конкурировать с ВУЗ-ими учебниками. Но, у меня и не было такой цели. Цель была - дать что-то новое, свежее, еще не устаревшее. При этом, с учетом пресса всего своего академического образования, я стараюсь писать эти заметки в слабом подобии научности. Поэтому я в своих статьях часто использую таблички, списки, пытаюсь придать структуру хаотичности измышлений :).
Так же важно для меня получить обратную связь на те идеи, которые я пишу. Потому что только в споре рождается истина, а мудрость начинается там, где люди готовы спорить о различиях, не пытаясь переделать друг друга. Именно обратная связь может помочь и мне измениться, либо придти к другим идеям, или нащупать новые пути для развития собственного бизнеса.
И, наконец, последнее в списке, но второе по значению - это помочь начинающим или сомневающимся предпринимателям избежать типичных ошибок. Их огромное множество. У каждого они будут свои, но я постараюсь осветить как можно больше моментов.

Может быть, конечно, здесь перечислены не все причины заведения блога, но мы будем работать с тем, что есть)) В дополнение к вышесказанному добавлю: мнение о том, что определенная каста является жуликами или аморальными существами складывается как правило из публичной демонстрации представителями этой касты тех или иных признаков. Если бы во всех фильмах и по ТВ не транслировали бани, девок, отношение к чужой жизни и прочее, может быть и не считали бы всех аморальными))) Ведь уже 20 лет демонстрируют, начиная с малиновых пиджаков и длинной ноги рядом. А ведь не демонстрировали бы, не будь там почвы под ногами))) 
Понятное дело, что стороны медали две, есть везде и нормальные люди, даже среди предпринимателей). Но наша страна любит крайности и не любит бизнес. Богатыми людьми в нашей стране становятся не предприниматели, а владельцы активов, которые они сами не создавали (бери любой рейтинг и смотри).
Но это не значит, что предпринимателей нет или они не нужны стране. 
Мой следующий вопрос к Альберту будет посвящен животрепещущей теме для каждого начинающего предпринимателя "что делать, если бизнес уже стартовал, и его нужно раскручивать, а деньги кончились?". Читайте в следующих выпусках)

воскресенье, 4 июля 2010 г.

Гарсон. Корректировки стратегии на основе опыта

Наша служба доставки прекрасно демонстрирует все особенности стартапов, которые обычно не учитываются до старта.

  1. Ваша изначальная стратегия должна быть хотя бы в чем-то верна, но, как стартапер, Вы должны быть готовы внимательно слушать отклики на Ваш проект, следить на стадии выхода на рынок за всеми нюансами и корректировать свою стратегию. У нас есть несколько примеров, в которых стратегия не оправдалась, и новые возможности, которых мы не учитывали вначале.
  2. Создание потока клиентов и заказов – самое сложное и самое важное. Есть такая очень распространенная ошибка стартаперов, которые в качестве необходимых ресурсов закладывают те, которые нужны для создания продукта, или открытия офиса или еще чего-то такого. Можно принять одно простое правило. Посчитайте, сколько нужно денег на открытие и старт Вашего бизнеса. Добавьте минимум три, а лучше 6 месяцев его содержания без доходов. И добавьте минимум столько же, сколько все это получилось, на продвижение. Так и происходит обычно. Стартаперы закладывают объем инвестиций для старта, а потом оказывается, что это только 10-20% от нужного объема финансирования. Стартапы несут в себе занозу энтузиазма и все верят до последнего, что как только на рынке появится их уникальное предложение, все повалят валом. Этого не происходит. То есть бывает, но очень очень редко и все равно не так.
  3. Упорство – это необходимое качество стартапера. Те, кто готовы только стартануть, но не способны тяжело шагать дальше, умирают. Из закрывающихся стартапов (которых в мире не менее 70%) минимум половина – это те, кто просто не дошли.

А теперь, в подтверждение этого, приведу примеры из реальной жизни.

  1. Первая наша обманка была в алкоголе. У нас сейчас с бесплатной доставкой доступен любой алкоголь по магазинным и даже по оптовым ценам. Мы полагали, что ситуация, когда на вечеринке все заканчивается, будет одной из самых популярных. И что бы Вы думали? У нас почти нет таких заказов. Максимум – к еде закажут бутылку водки или пива. Конечно, были прецеденты с виски, но это редкость. Подавляющая часть наших заказов – еда.
  2. Вторая обманка, или точнее, недоучет – кондитерка. Опять же, мы считали, что уж может быть проще, чем когда тебе на работе нужно отметить день рождения, проще торт заказать, чем его тащить. Тем более от лучшего в городе производителя. И мы получили проблему – ЛЮДИ НЕ ПРИВЫКЛИ, ОНИ НЕ ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ доставки торта. У них просто нет этого в голове. И у нас нет заказов. Только масштабная реклама может изменить эту ситуацию.
  3. Мы полагали, что нам достаточно ориентации на целевую аудиторию с высоким достатком, которой не важна стоимость доставки. Однако, в итоге есть гораздо более широкая средняя аудитория, которая бы заказывала, но 150 рублей для них – это серьезно. В итоге, мы сейчас просто поступились нашими доходами и отменили стоимость доставки. В итоге мы имеем рост количества небольших заказов, которые идут почти в убыток, но работают на популяризацию и объем.
  4. Мы не рассматривали способ применения нашей службы доставки как службы доставки подарков. Однако, у нас уже несколько прецедентов, когда люди заказывают доставку третьи лицам в качестве подарка. И даже из других городов. Кто-то дарит торт, а кто-то – свиную рульку.
  5. Мы только сейчас поняли главную золотую жилу, которая отличает нас от конкурентов и дает реальные деньги. Это огромные, сложные, разнообразные заказы на вечеринки. Когда люди заказывают кучу еды себе на день рождения или другой праздник, чтобы не готовить. Недавно у нас был заказ на 24000 рублей, аж из 4х ресторанов к одному клиенту. Потрясно, правда? Оказывается, есть люди, которые готовы праздновать ДР или вечеринку НЕ в ресторане, а дома, потратив ровно те же деньги (ну разве что на алкоголе экономия) на еду из этих же ресторанов. У них просто нет времени готовить такую прорву еды. А такого разнообразия, фуршетных блюд и прочих штуковин у обычных служб доставки, которые возят обеды, суши и пиццы – просто нет. Мы даже еще не придумали, как эту фишка грамотно продвинуть, так что если есть идеи, пишите))
  6. Мы сделали ту самую ошибку и заложили недостаточно средств на рекламу. В итоге, их приходится брать сейчас из разных карманов и заначек. Это ведь такая дилемма, чтобы бизнес приносил деньги на развитие, нужно сначала потратить деньги на развитие бизнеса))))

Вот такие вот заметки с полей.

суббота, 3 июля 2010 г.

Scrum vs Бизнес, часть 1

Представим себе процесс развития организации. Вот они нашли нужную бизнес модель, вот они росли естественным образом, вот достигли некоторой стабильности. Все основные бизнес-процессы работают достаточно эффективно, то есть каждый из них:image

  1. Стандартизирован;
  2. Понятен участникам;
  3. Планируется (есть понятный план работ и задач);
  4. Организовывается;
  5. Документируется в процессе исполнения (информация фиксируется для дальнейшего использования);
  6. Контролируется (прозрачные показатели, доступные оперативные данные);
  7. Управляется (реакция на проблемы и изменения);
  8. Участники мотивируются;
  9. Максимально автоматизирован.

А как насчет процесса развития? Как правило, в обычной организации процесс развития, это личные инициативы отдельных людей, реализуемые за счет их личного участия. Это происходит фрагментарно, от случая к случаю. Есть много методов, как организовать поток идей в компании, но я редко встречала компании (не ИТ), которые ставят проекты на поток. У них даже может быть проектный офис, но в рамках проектного офиса не решаются задачи обеспечения потока, постоянного маховика, который раскручивает организацию. Маховик кратко представлен на рисунке. Это верхняя часть айсберга.


Нижняя часть айсберга – это методы управления проектами в организациях. Чем интересно программирование? Тем, что создание программного продукта, которые решает поставленные задачи, работает стабильно, и так далее, разрабатывается кучей разных людей, которые должны работать настолько согласованно, чтобы получившийся от их командной работы исходный код скомпилировался в нужный результат. Наверное ни в одной отрасли нет такой концентрации умных людей, которые постоянно ищут методы повышения эффективности этого процесса. Любой бизнес проект внутри компании на порядок легче. Именно поэтому мне нравятся методики управления именно ИТ проектами. Они проработаны и пропитаны реальной жизнью гораздо больше, нежели методики управления бизнес-проектами.


В общем, где-то на пересечении кайдзен, скрам и стартап менеджмента лежит механизм, который я попытаюсь заложить в управление достаточно крупной НЕ ИТ компании. И либо это даст реальный толчок бизнесу, либо я пошла на пенсию)))

четверг, 1 июля 2010 г.

Анонс. Внедрение Scrum в НЕ ИТ организации

Прикольно?)) Я вот внедряю систему управления проектами в организации и вместо традиционных подходов, описанных в PMBOK, разрабатываю стандарт управления проектами на основе Scrum методологии.
Так что в обозримом будущем буду публиковать об этом материалы)

Меня прет по видео)) Питер без цензуры