среда, 28 апреля 2010 г.

Гнетущее отсутствие статистики стартапов

Вот мне всегда было интересно, какое соотношение успешных и неуспешных стартапов у крупных компаний? Всегда такой ощущение, что все, что они делают, сразу успешно, каким бы странным это не было. Вот например,
Создатель eBay Пьер Омидьяр учредил на 100% платное онлайн-издание CivilBeat. Это региональное издание будет освещать события на Гаваях, стоимость месячной подписки составит 20 дол. Оплата будет проводиться через систему PayPal. Посетителям сайта издания будут показываться только заголовки и несколько строк статьи и предложение оформить подписку.
Пьер Омидьяр уверяет, что у такой бизнес-модели издания достаточно преимуществ. Во-первых, динамика подписки будет свидетельствовать о увеличении или уменьшении спроса на издания.  Во-вторых, возможность комментировать статьи появится только у платных подписчиков, и это поможет уменьшить количество негативных комментариев.
Как отмечают аналитики, жизнеспособность такого формата издания покажет время, однако уже сейчас можно сказать, что стоимость подписки очень большая – почти в 2 раза больше, чем у Волл Стрит Джорнал.

Взято у агентства ( продвижение сайта ) (раздел новости).  Кстати о птичках, я вот знаю одну компанию, которая работает на мировой рынок (интернет), находится тут, в Сибири, и аутсорсит все SEO на Украину, утверждая, что в России никого нет. Я не поверила, но есть в этом все таки какая то загадка.
Так вот, казалось бы, какая странная идея. И конкуренция бешеная и рынок маленький и все на свете. А ведь знаете что? Через годик другой ведь раскрутится и будет действительно нормальный бизнес. А обычный стартап загнулся бы с голоду за это время… Вот и вся разница. Ресурсы. Грустно.

вторник, 27 апреля 2010 г.

Ситуационный маркетинг

Долго мы мучались с нашей службой доставки. Кто наша целевая аудитория? Как позиционироваться? Эконом или премиум? И так далее. Споров была целая куча. Параллельно я читала книжку “Инновации в бизнесе” от Deloitte. Там описывалась история создания успешных и неуспешных продуктов. Так вот, они приводят доказательную базу, что продукт должен позиционироваться с точки зрения выполнения какой то работы. Его нанимают. Потому что он решает определенную задачу. И именно с этой точки зрения и стоит его позиционировать. Не с точки зрения людей, а с точки зрения задач или ситуаций использования. Это используется и для создания продукта и для его дальнейшего развития. В соответствии с этой концепцией мы выделили основную ситуацию использования:

  1. Наш клиент находится в каком-то месте, НЕ ресторане и НЕ кафе. Где-то, где могут быть проблемы с едой. Дома или в офисе.
  2. Наш клиент испытывает потребность. Хочет есть, хочет конкретное блюдо, хочет пива.
  3. Наш клиент имеет сложности с ее удовлетворением. Не охота готовить, идти в магазин, холодильник пустой.

И все. Эти три пункта полностью описывают нашу ситуацию использования. Соответственно, какие задачи продвижения?

  1. Чтобы клиент знал, что есть возможность все это заказать (информирование, клиент знает название или хотя бы просто о существовании).
  2. Чтобы он мог легко нас найти, когда вспомнил и захотел заказать (удобство поиска, наличие нас в каталогах, позиция в поисковиках и т.д.).

Дальше все разделяется на два потока мероприятий: по информированию и по удобству. Информирование:

  1. Построение оффлайн сети распространения (сауны, квартирные бюро, гостиницы без кухни)
  2. Дешевая реклама (граффити на тротуарах, флаеры за дворники машин, листовки, визитки)
  3. Баннерная реклама

Удобство:

  1. Подключение дополнительных поставщиков
  2. Добавление всяких плюшек на сайт (новости, готовые наборы, статьи и т.д.)
  3. Расширение присутствия в каталогах

Вот такая практическая часть. А до этого мы думали о рекламе на радио, телевидении и щитах. Расскажу потом о том, как это все работает.

суббота, 24 апреля 2010 г.

Оффлайн поглощает

Дорогие друзья, простите, что так подзабросила блог, надеюсь, что скоро все восстановится. Заказы в нашем только создавшимся бизнесе по доставке потихоньку появляются, мы еще не начала полноценную рекламную компанию, пока отлаживаем наши бизнес-процессы. Средняя сумма заказа у нас больше 1000 рублей, поступил первый корпоративный заказ, хотя с другой стороны пока достаточно мало. Испытываем некоторые трудности с уточнением нашей целевой аудитории))) С одной стороны, у нас рестораны, а с другой – магазин пива. И вот мы мечемся между бутиком и магазином, как засватанные. Получить заказы на доставку пива гораздо проще, но это может портить имидж. Наверно, напишу про это отдельно.


За это время произошло много интересных вещей, в частности аж двое из нас (я и Игнат) меняем в этот момент не только город пребывания, но и работу. Он уходит в Интернет-бизнес, что будет крайне полезно для нашего дальнейшего развития, а я иду в международный бизнес, что нам будет крайне полезно для поиска иностранных инвесторов, а в частности, я смогу с ними встречаться во время международных командировок. В Москву я не поехала, не то пальто))) В итоге все наши перемещения очень удачно укладываются в наш следующий проект, который будет ориентирован на мировой рынок и Интернет)) В общем, жизнь идет своим чередом, нормализуется и скоро мы продолжим рассуждать о стартапах.

вторник, 20 апреля 2010 г.

Еще один стопор стартапа

Заметила одну вещь. Когда проект почти готов, почти сложился, наступает момент страха. Страха перед обнародованием, перед выходом на инвестора. Распространенный образ инвестора – уставший человек, у которого рябит в глазах от гениальных идей и который устал общаться с технарями, которые не знают, что такое IRR. На стартап поинтах всех мочат без разбору, а эти бедолаги – ботаники ничего не могут ответить жестким и ушлым коммерсантам.

  • они не верят в ваш план доходов;
  • они не верят в команду, состоящую из двух программистов;
  • они не верят в стартапы, у которых нет патентов;
  • они не верят в то, что это кто-то будет покупать.

ОБ этом много рассказывают, много делают всяких семинаров для стартаперов, но даже если ты знаешь, как доказывать свои позиции, то все равно испытываешь стопор – страшно отдать свое дитятко на растерзание волкам от бизнеса. Вот сижу, пытаюсь это преодолеть, написать краткое саммари и отправить его инвестору…

четверг, 15 апреля 2010 г.

Подумываю переехать на годик в Москву – поработать и инвестора поискать

Как думаете, есть смысл? Работы и предложений там завались, инвесторы бегают кучами, за год поди все разрешится и можно будет возвращаться в Сибирь реализовывать большой проект.


Я до сих пор Москву не рассматривала всерьез по причине суеты сует, которая там повсеместно присутствует и в которой жить, на мой взгляд, тяжело. Все эти взрывы, нервическая обстановка, дорогое такси, затхлое метро, толпы народу, необъятность расстояний… Но чего у нее не отнять, так это количества вертящихся денег со всей страны в одной точке. А вот недавно, получив заявку на победу от очень хорошего работодателя, подумала, а может правда на годик то и смотаться? С одной простой задачей – расширить кругозор и найти инвестора на наш большой проект.


Опять же, денег заработать и полетать по заграницам (по Европе), а то отсюда все далеко… Как Вы думаете?

вторник, 13 апреля 2010 г.

Какой в жопу это бизнес

На 18й минуте передачи приходит господа Ищеева и очень четко объясняет, почему профессионалы хотят работать в собственном бизнесе.


Маркетинг-Продажи-Сопровождение суть одно?

Один из моих самых внимательно читаемых блогов, помимо господина Лукацкого, это "This game has no name", там все время появляется что-то интересное. Так вот, по последнем посту (кросспост от Инталев), меня почти что осенило. Вот откуда это вечное раздражение концептуального разрыва между коммерсантами и сопровождением. Вот почему сервисные службы вызывают у меня бесконечное ощущение несовершенства. ИХ ВСЕГДА ОТДЕЛЯЮТ! Просто все их отделяют от остальной жизни. Приближают к службе системных администраторов вместо приближения к маркетингу.

Было дело, в одной из компаний, в которой я работала, я выдвинула крамольное предложение: чтобы сопровождалось все, от программного продукта до условий контракта и первичной бухгалтерской документации в одной службе сопровождения. Я исходила из простого посыла. Что они должны делать? Поддерживать существующих клиентов. Продажники должны тащить новых, а сопровождение поддерживать старых. А значит, поддерживать по всем вопросам, которые у них возникают. На меня посмотрели как на человека, который сказал, что мы произошли от инопланетян. Ведь как же, по первичке должна бухгалтерия, по условиям контрактов коммерсанты, а по программному продукту уже сопровождение. И что получилось? А получилось как всегда. Недовольный клиент, который не может найти ни одного пи…раса, который ответил бы ему на вопрос.
Сила цепи определяется по силе самого слабого звена. Так что не повысим мы с вами системным образом продажи, до той поры, пока маркетинг + продажи + обслуживание не станут монолитной машиной удовлетворения клиентов, эдаким танком.
Это особенно актуально для технологических компаний. То, что маркетинг и продажи – это что-то похожее, еще как-то откладывается в мозгу, а вот служба поддержки должна быть чисто технической. Это еще ладно, если это интернет-сайт для физиков, а если вы занимаетесь B2B бизнесом? Это просто распространенный миф какой-то.

В общем, на будущее. Организация компании должна быть целевой. Иначе целей не будет))) Я не претендую на продуманность рисунка, но здесь важнее идея.

Обожаю Freeman’a))

Это тот самый случай, когда страшно жалеешь об отсутствии художественных способностей. И то, о чем он говорит, преследует меня каждый день, когда меня тошнит от окружающего российского маразма. Не знаю уж, лучше ли где-нибудь еще. Но очень хочется создать что-то...  ДРУГОЕ. Отличное от окружающего.


На закуску про ложь в рекламе. Очень правильная мысль о том, что реклама не работает по одной простой причине – что все окружающее говорит об обратном.

  • Почему я не верю в клиенториентированность Сбербанка? Потому что я видела их лица.
  • Почему я не верю в Forex? Потому что я видела разорившихся людей.
  • Почему я не верю в обещания правительства? Потому что часто общаюсь с органами власти.

Честность в рекламе может как привлечь внимание, так и донести итоговое сообщение…

четверг, 8 апреля 2010 г.

Предлагаю всем проявить гражданскую позицию

http://www.vedomosti.ru/blogs/navalny.livejournal.com/767

Компания Daimler AG обвиняется в том, что с 1998 по 2008 г. подкупила чиновников 22 стран, чтобы получить госконтракты на поставку своей продукции.
Среди этих 22-х стран и Россия, где за 2000-2005 гг. в виде взяток было выплачено около 5,2 млн евро (7,8% всего объема поставок продукции Daimler по госконтрактам).
Дело в то, что в США есть такая штука — Foreign Corrupt Practices Act, по которому граждане США и американские компании могут преследоваться за коррупционные деяния за пределами США.
Проще говоря, если американец дал взятку нашему гаишнику, то в США его могут посадить на пять лет, даже если в России всем на это наплевать.
Это весьма строго. Как объяснили мне знающие люди — если есть серьезные подозрения в зарубежной коррупции, то в компанию высаживается десант из 150 юристов из американского минюста и всем становится понятно: посадки будут.
Неудивительно, что почувствовав: дело пахнет керосином, Даймлер признал свою вину и согласился уплатить штраф ($ 185 млн) не доводя дело до суда.
То есть, мы имеем неоспоримый факт: компания-поставщик шикарных машин для госнужд, официально известила, что давала взятки чиновникам, принимавшим решения о закупке машин.
Мало того, Российское подразделение автоконцерна Daimler AG, ЗАО «Мерседес Бенц Рус», вслед за материнской компанией признало обвинения во взяточничестве, выдвинутые министерством юстиции США и Комиссией по ценным бумагам и рынкам против Daimler AG. Об этом говорится в пресс-релизе, размещенном в пятницу на сайте автопроизводителя.
Взяткодатели указывают на взяткополучателей:
- сотрудники МВД;
- сотрудники Гаража Особого Назначения Федеральной службы охраны РФ;
- сотрудники Минобороны;
- сотрудники правительства Москвы;
- сотрудники мэрии Уфы;
- сотрудники муниципалитета Нового Уренгоя.
Вот выписка из материалов Министерства юстиции США, направленных в окружной суд Вашингтона.
(Взята с сайта газеты «Ведомости» за что ей спасибо).
Особо любознательных приглашаю ознакомиться с полной версией документа (английский язык, тоже с сайта «Ведомостей»).
Кошмар. Ужас. Мы видим один из тех случаев, когда коррупция очевидна и доказана (в американском суде как минимум).
Осталось привлечь к ответственности тех, кто взятки брал.
В некоторых странах, например в Латвии, сообщения об откровениях Даймлер привели к старту громких процессов.
А что же у нас? В стране, руководство которой так отважно борется с коррупцией и правовым нигилизмом.
Полное благостное молчание. Ни одно официальное лицо не прокомментировало происходящее.
Напоминаю всем, что прокурор имеет право дать поручение о возбуждении уголовного дела, на основании публикаций в СМИ.
Но, видимо, наши прокуроры газет не читают. От того и тишина.
Всё, что нужно для начала проверки и возбуждения уголовного дела есть.
Признания. Доказательства. Решение суда (американского). Общественный резонанс. Сообщения в СМИ.
Но наши правоохранители, смущенно ковыряя носком ботинка землю, говорят: заявлений у нас нет.
Предлагаю помочь ребятам и подкинуть им заявлений.
Призываю всех проявить гражданскую позицию и , не пожалев трех минут, поставить нашу власть перед серьезным испытанием.
В награду будем иметь возможность наблюдать как милиционэры, прокуроры и сотрудникуи администраций всех мастей пляшут веселый танец «ужи на сковородке».

Итак, идем по ссылке выше и выполняем инструкцию. Тем, кто не боится и коме все еще не пофиг.

среда, 7 апреля 2010 г.

Вот мы и стали предпринимателями. Служба доставки.

Вчера мы исполнили первый заказ и заработали свои первые в жизни самостоятельные 43 рубля))) Заказывали пиво, причем пивной салон находился от клиента в одном квартале. То есть он был готов заплатить за доставку, несмотря на то, что цель была так близка)) Напились, в общем..

понедельник, 5 апреля 2010 г.

Ошибки стартапов или 7 мифов, которые делают людей банкротами

В Интернете зачастую много информации об удачных стартапах. Но очень мало о неудачных и о причинах неудач. Люди любят рассказывать захватывающие истории. А не грустные и занудные как никто не стал покупать продукт или услугу стартапа. Исходя из своего опыта и той информации, которую все таки можно найти, могу попытаться назвать основные причины неудач в ИТ стартапах:

  1. Люди считают, что рынок завоевывает технология. Уникальный продукт. Инновация. И это в корне неверно. Сама по себе технология не приносит деньги, она их забирает. Деньги Вам приносят люди. Люди, которым Вы можете дать что-то, что им очень нужно. И нужно по их мнению, а не по Вашему.
  2. Технари в учредителях. Если в стартовой команде нет человека с коммерческой жилкой (продажника), то вся затея с высокой долей вероятности будет скорее затратна, чем доходна.
  3. Продажи после разработки. Это в корне неверный подход. Продажи должны предшествовать разработке. Если у Вас уже нет клиента – не надо даже начинать.
  4. Технология важнее бизнес-модели. Деньги приносит не технология. Деньги делают на бизнес-модели с помощью технологии. Если не верна модель зарабатывания денег, никакая технология Вас не спасет. Только если ее заметит кто-то, кто придумает более правильную бизнес-модель и выкупит у Вас технологию.
  5. Команда из людей, которые никогда друг с другом не работали. С высокой долей вероятностью все уйдет на разборки между собой.
  6. Восхищение своей идеей, которая лежит в основе продукта или услуги. Мешает искать слабые места. Мешает критиковать себя. Мешает анализировать риски. В итоге рисков вылезет больше чем на 500% больше, чем заложено в бизнес-плане. Даже если Вы очень критичны к себе, риски все равно будут реализовываться, просто в меньшем масштабе.
  7. Желание написать свой продукт вместо рассмотрения возможности использования существующих, аутсорсинга и партнерства. Все тяготеют к standalone стартапам. И это часто глупо. Лишает возможностей использовать наработанное другими людьми, снизить свои затраты и увеличить скорость получения дохода.

Коротко примерно так))

воскресенье, 4 апреля 2010 г.

Идея. Клубы автолюбителей

Уже несколько раз наталкивалась на идеи совместного владения автомобилями и прочим транспортом. Платишь какую то арендную плату и катаешься на классных авто, при этом можешь их периодически менять. Аналогичная по смыслу компания делает то же самое, но для любителей мотоциклов. С одной стороны, конечно, тем, кто не может себе позволить, но хочет кататься на хорошей машине, это все очень актуально. Но будет ли у тебя при этом ощущение, что ты едешь на своей машине? Будет ли это тем же самым удовольствием? Ниже исходное описание идеи на русском с сайта 1000 идей:

Это направление бизнеса становится популярным в европейских городах, поскольку жителям мегаполисов гораздо выгоднее ограничиться членством клуба, который берет на себя все проблемы связанные с техобслуживанием и содержанием транспортного средства, оставляя автолюбителям только приятные моменты езды на автомобиле.

Недавно во Франции, в Каннах открылся подобный клуб, только для любителей езды на мотоциклах - Columbus Club . За определенный годовой взнос члены клуба получают доступ буквально к гаражу «своей мечты» , где собраны все эксклюзивные модели мотоциклов ведущих мировых производителей, таких как Ducati, BMW, Triumph и Hollister’s . Все мотоциклы в гараже клуба не старше одного года.

При этом, байкерам не нужно беспокоиться о амортизации, техобслуживании, страховке, хранении мотоциклов - все эти проблемы берет на себя клуб байкеров Columbus Club . Членам клуба остается лишь выбирать «мотоцикл своей мечты» и получать удовольствие от езды на нем.

Годовые членские взносы клуба байкеров Columbus Club варьируются от EUR 2,000 до 5,000 . Прокат мотоцикла на день составляет EUR 195 в низкий сезон и EUR 385 - в высокий летний сезон. Дополнительно клуб байкеров Columbus Club оказывает услуги перевозки пассажиров в аэропорт Nice airport, и обратно, индивидуальные мототуры и пр.

В основе идеи организации подобного мотоклуба для байкеров лежит потребность тех современных потребителей, которые стремятся больше пользоваться продуктом, не владея им фактически. Сегодня число таких продвинутых покупателей, которые стремятся получить все выгоды от продукта, сэкономив на его покупке растет с каждым днем. Для таких потребителей создаются компании по прокату игрушек, книг, стильной одежды и пр. Это модное, актуальное и перспективное направление бизнеса, к которому стоит внимательно присмотреться начинающим предпринимателям.

четверг, 1 апреля 2010 г.

Раз такие люди переезжают, тогда я тоже…

Кончилось мое терпение. Реально, маразм в стране уже на пределе. Если уж Лукацкий уезжает, тогда мне тоже тут делать нечего. Стартапами можно заниматься и в более адекватных местах. Там и климат лучше. И английский подучу. И доступ к инвестициям тоже получше. В общем, я решила эмигрировать в Новую Зеландию. Тем более, что у меня есть приглашение, которое я еще в прошлом году получила. Там еще барашки есть. И океан… Не волнуйтесь, никуда не потеряемся, Интернет великая вещь…

Будущее оффлайна – это сенсорика

Только посмотрите, что делается. Вот МТС уже сейчас встраивает сенсорные панели в свои магазины:


 


А вот что готовит Microsoft на будущее.  На самом деле, мультитач – это очень и очень круто. И за этим будущее.

Последний рывок, запуск службы доставки

Напоследок, перед самым запуском, наш прекрасный хостинг-провайдер приказал долго жить и просто исчез с лица земли. Поэтому нам пришлось в срочном порядке заключать новый договор и переезжать. Но сегодня, именно в этот день, именно 1 апреля, мы будем стартовать))))

Сайт готов не до конца, не все договоры заключены, не все бланки развезены, не все курьеры наняты, но наступает мой любимый момент) Пуск, несмотряниначто))) Это очень интересный момент в стартапе, когда сам запуск является наиболее эффективным двигателем прогресса. Так уж устроен человек, когда ему деваться некуда, от становится более эффективным. Ждем первого заказа)))